134 Жиль Деле'з Кино-1. Образ-движение 135 ние переплетенных тел любовников длится бесконечно, но превращается в вознесение). Здесь мы встречаем разные уровни страсти, переживания: в одном случае господствуют товарные отношения, фетиш, одежда, частичный объект и объект-воспоминание; в другом же случае, согласно тому, что можно назвать «объективностью» тела, под красивой одеждой мы можем обнаружить уродство, а под грубой оболочкой —
красоту. Если и есть какое-то примирение между землей и водой, то в образе
папаши Жюля, но происходит оно потому, что
он неосознанно умеет навязывать земле все те же законы воды: в его хижине хранятся в высшей степени
необычайные фетиши, «частичные
объекты», сувениры и хлам, но они для него не память о прошлом, а
чистейшая мозаика прошлых состояний души, — вплоть до старой патефонной пластинки, которую снова можно проигрывать1.
Наконец, в воде развивается ясновидение, противопоставляемое земному зрению: исчезнувшая возлюбленная
обнаруживается именно в воде, как будто перцепция обретает в этой стихии такие дальновидность, взаимодействие ощущений и истину,
каких она не находит на земле. Даже в
Ницце одно присутствие воды уже дает возможность
описывать буржуазию как чудовищное органическое тело2. Под роскошными одеяниями вода открывает безобразные
тела представителей буржуазии совершенно так же, как в другой момент она открывает нежность и силу любимого тела.
Буржуазию можно свести к объективности
тела-фетиша, тела как хлама, которому противопоставлено здоровое тело детства,
любви и мореплавания. Отсутствующие на суше «объективность», равновесие,
справедливость — таковы характерные свойства воды. И наконец, в воде французская школа находила обетование или признаки
иного состояния перцепции: перцепцию более чем человеческую, уже не скроенную по мерке твердых тел, перцепцию, для которой
твердое тело уже не является ни объектом, ни условием, ни средой. Перцепция более тонкая и пространственно обширная, свойственная «киноглазу» молекулярная перцепция. Вот он, результат, опираясь на который мы исходим из реального определения двух полюсов перцепции; образ-перцепция теперь не подвергается формальной рефлексии сознания,
а раскалывается на два состояния: жидкое и твердое, молекулярное и молярное, причем одно из них влечет за собой, но и изгла- ' Мы
воспользовались неопубликованным трудом Жан-Пьера Бамберже, посвященным «Аталанте». 2 Хорошо поставил
вопрос Амангуаль: отчего Виго подчеркивает в буржуазии биологические, а не политические и не экономические
черты? И отвечает на него, уже ссылаясь на функцию ясновидения и
«объективности» тела. Ср. «Vigo, Etudes
cinematographiques» (Амангуаль также анализирует у Виго движения, сходные с нырянием). |