Такова первая схема взаимодействия, характерная для Вертова. Прежде всего это машинное взаимодействие образов-движений. Мы видели, что промежуток, интервал между двумя движениями намечает контуры «пустого места», являющегося прообразом субъекта-человека в
том смысле, в каком последний овладевает перцепцией. Но самым важным для Вертова было возвращение таких интервалов материи. В этом смысл и монтажа, и «теории интервалов», более глубокой, нежели теория движения. Интервал представляет собой уже не то, что
отделяет реакцию от претерпеваемого воздействия, как и не то, чем измеряется несоизмеримость и непрогнозируемость реакции, но напротив, то, что встретит соответствующую реакцию в какой угодно и сколь угодно отдаленной точке, в случае, если в некоей точке вселенной
происходит некое действие («найти в жизни ответ на затрагиваемую тему, равнодействующую среди миллионов фактов, в которых выражено отношение к этому субъекту»).
Оригинальность теории интервала, разработанной Вертовым, состоит в том, что
этот термин обозначает уже не пустой
промежуток и не дистанцирование двух последовательных
образов, а наоборот, соотнесение двух отдаленных образов (несоизмеримых с точки
зрения нашей человеческой перцепции).
С другой же стороны, кино не могло бы вот так пробегать вселенную из конца в
конец, если бы оно не располагало действующим элементом, способным к организации слаженной работы всех частей: то,
что Вертов отнял у духа, а именно — могущество непрестанно творящегося целого, теперь переходит в коррелят
материи, ее вариаций и взаимодействий. По сути дела, с машинной схемой
взаимодействия вещей соотносится схема
взаимодействия, характерная для коллективного высказывания. Уже в немом кино Вертов оригинально воспользовался
титрами, так что слова составляли единое целое с образами, своего рода идеограммы1. Таковы два
основополагающих аспекта упомянутой
схемы взаимодействия: машина по производству образов неотделима от
соответствующего типа высказываний, от высказываний собственно кинематографических. У Вертова речь,
очевидно, идет о советском революционном сознании, о «коммунистической
расшифровке реальности». Именно такая расшифровка объединяет человека завтрашнего дня с миром до возникновения
человека, коммуниста с материальным
миром взаимодействий, определяемым как «общность» (communaute) (действие, взаимно направленное на его
объект и на самого действующего)2.
В фильме «Шестая часть света» показано взаимодействие разнообразнейших народов СССР на расстоянии, взаимодействие
между людскими толпами, различными отраслями про- 1 Ср. A b r a m о v, «Dziga Vertov»/Premier plan,
p. 40—42. 2 Ср. определение
категории «общности» у Канта в «Критике чистого разума». |