140 Жиль Делёз Кино-1. Образ-движение 141 ма. Это знак его генезиса. В крайнем случае речь следует вести уже не о текучей, а о «газообразной» перцепции. Ибо если мы исходим из твердого
состояния, в котором молекулы не обладают свободой перемещения (молярная, или человеческая перцепция), то впоследствии мы
переходим к состоянию жидкому, когда молекулы «плавают» с места на место и одни из них проскальзывают между другими; а в конце концов
добираемсядо газообразного состояния, определяемого свободной траекторией пробега для каждой материи. Согласно Вертову, возможно, продвигаться следует именно сюда, до зернистости материи или до газообразной перцепции, то есть дальше перетекания. Как бы там ни было, экспериментальное американское кино устремилось в этом направлении и, порвав с водным лиризмом французской
школы, признало влияние Вертова. Важным аспектом этого кинематографа
было достижение «чистой» перцепции, такой, какова она в предметах или в
материи, на уровне молекулярных взаимодействий.
Так, Брэкхейдж исследует сезанновский мир до возникновения человека, «нашу зарю», рассматривая всевозможные, зеленые
пейзажи глазами младенца, попавшего на лужайку1. Майкл Сноу отказывается от какого бы то ни было
центрирования камеры и снимает общее
взаимодействие образов, которые варьируют по отношению друг к другу, по всем своим граням и во всех своих частях («Центральный
район»)2. Белсон и Джейкобе возводят формы и движения цвета к молекулярным или же атомным силам
(«Феномены», «Momentum»).
Так
что если в кино и существует какая-то константа,
то это именно построение различными средствами газообразного состояния
перцепции. Что же это за средства? Мерцающий монтаж: выведение фотограммы за
пределы среднего образа и высвобождение
вибрации за рамками движения (отсюда понятие «фотограмма-план», определяемое
циклическим процессом, при котором
серия фотограмм повторяется с интервалами, допускающими наложение кадров). Сверхбыстрый монтаж: выделение
точки инвер-, сии или преобразования (ибо с обездвиживанием образа
соотносит- 1 Ср. Marcorelles, «Elements pour un nouveau cinema», Unesco: «Сколько цве 2 Сноу снимает «дегуманизированный ландшафт» без всяких следов
человеческого |