Эстетический смысл принципа генерирующей серии, сериальной техники Б. заключается в выработке адекватного языка для музыкального мира новой красоты, рождающейся при достижении полного единства и слияния интонации нашего нынешнего мира и адекватных ей полноты и естественности формального выражения. Б. далек от намерения быть музыкантом для художественной элиты. Музыка его могла казаться на первых порах доступной немногим. Но крут слушателей, понимающих его мысли, непрерывно расширяется, и на грани веков ясно, что запечатленный им новый мир музыки уже вписан в картину истории искусства как один из «классических». Соч.: Wie arbeitet die Avantgarde // Mélos.
XXVIII, 1961; Musikdenken heute I // Darmstädter Beiträge zur Neuen
Musik V, 1963; Relevés d'apprenti. P., 1966; Sprengt die
Opernhäuser in die Luft! // Der Spiegel. XXI, 1967. Лит.:
Кон Ю. Пьер
Булез как теоретик // Кризис буржуазной культуры и музыка. Вып.4. М., 1983; Куницкая Р. Пьер
Булез: теоретические концепции тотальной серийности и ограниченной алеаторики
// Современные зарубежные музыкально-теоретические системы // Ин-т. им.
Гнесиных. Сб. трудов № Ю. Холопов Буньюэль
(Bunuel) Луис
(1900-1983)
Испанский кинорежиссер. В
студенческие годы Б. сближается с Ф. Гарсиа Лоркой и Р.Альберти, а когда в 99 нейшими элементами бунюэлевского воздействия на зрителя (и это отчасти сближает его с такими режиссерами, как Эйзенштейн и Хичкок). Однако Б. фактически использует кинематограф как инструмент вызволения на свет постоянно цензурируемых общественных влечений, комплексов и неврозов (см.: Фрейд, Фрейдизм и искусство). Особенно это заметно в фильме «Золотой век» (1930), продолжающем многие тенденции, намеченные в «Андалузском псе». |