|
Предыдущая Следующая
В 1911
г. Г. впервые посетил давно уже любимую им заочно Индию.
Поездка скорее разочаровала писателя (книга путевых впечатлений «Из Индии» — 1913 г.), тем не менее в 1922 г. выходит его
«индийская повесть» «Сиддхартха». Герой книги не только носит то же личное имя,
что и Гаутама Будда, но и живет в одно с ним время, лично встречается с ним,
однако, в отличие от своего друга Говинды, не остается с Буддой, а решает
продолжить свои странствования, ибо, по его убеждению, мудрость нельзя получить
готовой из чьих-либо уст, каждый должен сам обрести ее в мучительных поисках.
Во второй половине повести Сиддхартха идет «в мир» — в обучение к куртизанке
танцовщице Камале и к богатому купцу Камасвами. Но богатство не приносит
удовлетворения его душе, и он скоро уходит в лес, где встречает мудреца
паромщика Васудеву, учеником которого и становится. Васудева умеет слушать реку
и через ее голос постигать целокупность и единство, великий слог «ом». Эта
книга стала как бы популярным учебником буддизма и брахманизма для многих тысяч
европейцев, разошлась в миллионах экземпляров.
В 1927
г. выходит, пожалуй, самая известная книга Г. — роман
«Степной волк». Как обычно у Г., и эта книга была способом преодоления тяжелого
личного кризиса. После развода со второй женой писатель всерьез подумывал о
самоубийстве, и роман стал якорем спасения для запутавшейся в лабиринтах
послевоенной Европы души. Образ главного героя писателя, Гарри Галлера, почти
неотличим от самого автора. Совпадают и их инициалы (Г. Г.), и возраст (50
лет), и решение расстаться с жизнью. Сюжетная сторона никогда не была сильной
чертой Г., здесь же сюжет почти отсутствует. Обретение себя происходит через
принятие современной жизни с ее джазом, фокстротом, ночными кафе и
галлюциногенными наркотиками. В этот, еще вчера казавшийся ему таким пошлым,
мир его вводят современная жрица любви Термина и ее друг, саксофонист бисексуал
Пабло. С помощью нехитрых наркотических снадобий (гашиша или опиума) Пабло
увлекает героя в «магический театр», где тот сам может, подобно шахматным
фигурам, группировать и переставлять различные грани своего «я», удовлетворять
все свои желания,
127
заново прожить не одну, а несколько жизней.
Очевидно, Гермина воплощает отвергнутую героем, обращенную к простым радостям
бытия (вино, танцы, любовь) сторону характера Гарри Галлера, потому что когда в
приступе ревности он решает убить ее, высший суд «бессмертных» осуждает этот
акт, как попытку вернуться к прежнему, неполноценному образу жизни. Роман
заканчивается обещанием героя сделать еще одну попытку начать новую жизнь,
причем джазмен Пабло оказывается уже уравненным в своей художественной
значимости с Моцартом! Эпизоды с «магическим театром» дали основание Томасу
Манну заявить в предисловии к американскому изданию «Демиана» (1948), что «по
своей экспериментальной смелости «Степной волк» не уступает «Улиссу» Джойса и
«Фальшивомонетчикам» А. Жида». Предыдущая Следующая
|
|