В последнем своем романе «Игра в бисер» (1943), вышедшем в Швейцарии во время войны, Г. попытался дать грандиозную утопию на все ту же тему противостояния духа и жизни, вернее — созерцательной, интеллектуальной жизни и ее антипода — активной мирской жизни. Действие книги перенесено в XXIII век, когда о XX веке помнят лишь как о «фельетонной эпохе». Для занятий интеллектуальной деятельностью в Европе выделена целая провинция Касталия, обитатели которой заняты «игрой в бисер» — игрой со всеми духовными ценностями, накопленными прошлой историей. В имени главного героя, магистра игры Кнехта
(Knecht — слуга — нем.) нетрудно увидеть полемику с именем героя
воспитательного романа немецкой литературы — дилогии о Вильгельме Мейстере
(Meister — хозяин — нем.). Главному герою противостоит посетитель Касталии по
имени Де Синьори (De Signori — букв. — «из господ» — итал.) Сама игра в бисер,
подробно описанная во введении к биографии главного героя, отдаленно напоминает
компьютерные игры, которых, разумеется, еще не было в Мировоззрение Г. сложилось под сильнейшим влиянием,
с одной стороны, немецких романтиков (Новалиса, Гофмана, Эйхендорфа), с другой
стороны — философии Ницше и Шопенгауэра и, наконец, восточной
философии Китая и Индии — с третьей. Вот как охарактеризовал и обозначил свои
истоки сам писатель в одном из писем По грустной иронии судьбы, вскоре после смерти Г. в Европе, США и Японии начался «настоящий гессевский бум». Молодежь конца 60-х — начала 70-х гг. увидела в писателе певца интеллектуального бунта и духовной независимости. Хиппи в США и Японии увлекались дзэн-буддизмом, курили марихуану, одуряли себя ЛСД — все это получало как бы духовное освящение на страницах «Сиддхартхи» и «Степного волка». Эти книги выходят миллионными тиражами. Ресторан в Принстоне (США) получил название «Погребок Демиана», бар в Беркли — «Степной волк», а кафе в Филадельфии — «Магический театр». Впрочем, все это постепенно сошло на нет уже к концу 70-х. Дело в том, что Г. в сущности никогда не был великим писателем, его героям недостает объемности и пластики, сюжет тоже по большей части анемичен, и ценность писателя основана на его уникальном западно-восточном мировоз- |