128 зрении. Снова и снова изображал он путь своего героя к цельности, к примирению с самим собой и с миром, но делал он это скорее как мыслитель, чем как художник. Соч.: Gesammelte Schriften in 7 Banden, Frankfurt/Main, 1956-1957
(включает избранные письма); Gesammelte Werke in 12 Banden, Frankfurt/Main,
1970; Собрание сочинений в 8-и томах. M., Харьков, 1994-1995. Лит.:Ball
H. Hermann Hesse. Sein Leben und sein Werk.
B., Frankfurt/M. 1956; Bottiger
F. Hermann Hesse. B., 1974; Materialien zu
Hermann Hesses «Das Glasperlenspile». Frankfurt/M., 1981, 2 Bde; Седельник В. Герман Гессе и швейцарская литература. M.,
1970; Березина А.
Герман Гессе. Л., 1976. Каралашвили Г. Мир
романа Германа Гессе. Тбилиси, 1984. С.
Джимбинов Гибрид (лат. hybrida, hibrida — помесь)
Г. — сочинение,
составленное из разнородных и не сочетавшихся в классической традиции друг с
другом элементов, являющих совместимость несовместимого. Г. отражает тенденцию синестезии
искусства. Г. могут быть жанровыми.
Например, тексты Ж.Дерриды, в которых
скрещиваются самые различные жанры — философские, литературные,
социологические, психоаналитические. Подобно Дерриде в музыке в синтетическом
жанре, сочетающем принципы репететивной, вариабельной, медитативной композиций,
а также хэппенинга
пишет К.Штокхаузен (цикл «По небу странствую я», «Знаки Зодиака», «Harlekin»,
«Amour»). Он назвал их «симбиотические композиции». Синтез жанров — примеры
взаимодействия симфонии с оперой и балетом: «Третья симфония» X. В. Хенце имеет
подзаголовок «хореографические сцены», в «Орфей — симфонии» Ф. Караев реализует
замысел оперы. Обилие современных жанровых Г. демонстрирует условность и
снижение значимости понятия жанра. Широкое распространение во второй половине
XX в. приобрели стилевые Г., когда в оригинальное произведение все активнее
вторгаются чужеродные стилевые пласты, порождая эффекты полистилистики,
стилистической полифонии (например, «Симфония» Л.Берио, «Европеры» Дж. Кейджа, Третья и Четвертая симфонии А. Шнитке, роман Р. Федермена «На ваше усмотрение», живописные работы
М.Эрнста). Произведения искусства могут быть Г. с точки зрения используемого
материала. Гибридную основу имеют многие современные художественные
произведения, суть которых составляет конструкция, т. е. способ организации
материала, соединяющий не только однотипное, но и различное. В этом смысле Г.
близок к коллажу.
Причудливые сочетания несовместимого — природного и искусственного,
абстрактного и образного, случайного и запрограммированного — характеризуют
творчество художников Ф.Хенце, Х.Топпля, Г.Шимански, Я.Беттхера, Р.Герса. В их
арсенале — любые подручные средства, используемые по принципу «и это может
сгодиться». Американский художник К.Олденбург создает трехмерные гибридные
композиции, включающие масляную живопись, фотографии и «реальные» вещи
(«Спальный ансамбль», |