Синтез художественного и нехудожественного рождает Г., допускающие использование в качестве музыкального абсолютно любого звукового материала — это сочетание естественного и искусственного, высотного и шумового, записанного и непосредственно интерпретированного звука («Гимны» К.Штокхаузена, « Артикуляция» Д.Лигети). Оригинальные формы музыкальных инсталляций вбирают в себя игру различных звуков и шумов, звука и не-звука (сочинения Дж. Кейджа, О.Райм, В.Сильвестрова), а также «живого» звучания и записи: в «Коротких волнах» для шести исполнителей и в «Спирали» К.Штокхаузена в «живой» электронной композиции исполнитель реагирует своей импровизацией на непредвиденные звуковые события, посылаемые искусственным источником звука. Ария для меццо-сопрано Дж. Кейджа сопровождается электронной записью. Тенденция синестезии современного искусства порождает видовые Г. (т. е. Г., синтезирующие различные виды искусств). В музыкальной сфере наблюдается стремление к театрализации, когда музыка из звуковой сферы все больше переходит в сферу чистых действий, и происходит их слияние в некий единый вид произведения 129 искусства («Да !»
Н.Корндорфа, «Гибель Титаника» Д.Зиберта, «Из семи дней» К.Штокхаузена).
Музыкально-пластические композиции К.Штокхаузена «Бой со змеем и аргумент»
написаны для трубы, тромбона, двух танцовщиков, тенора, баса, синтезатора и
ударных инструментов; «Видение» — для тенора, трубы, синтезатора, магнитофона и
танцовщика. В Первой симфонии А.Шнитке наряду с собственно музыкой используется
театральное действо, в котором музыканты не только играют, но и ходят,
разговаривают, обмениваются инструментами и т. д. К видовым Г. могут быть
отнесены и различные «искусства действа», хэппенинги (например, «поп-механика»
С. Курехина). Видовые Г. изначально рассчитаны на мультисенсорный эффект. (В
«Water Music Berlin» М.Нихауса звуковые образы дополняются осязательными, в
«Звуко-цвето-запахо-игре» И.А.Ридля — зрительными и обонятельными). Современные
акции и инсталляции М.Бределя, Э.Габриэль, В.Левандовски
предполагают восприятие и зрением, и слухом, и обонянием одновременно.
Осуществляется принцип контрастного сочетания традиционно несовместимых
элементов, создающий новую художественную целостность. Свое законченное
воплощение Г. находит в реализации идеи «тотального» или «плюралистического»
театра, основанного на «предельном» синтезе всех возможных компонентов
действия: архитектуры, скульптуры, живописи, музыкального, драматического
театров, балета, кино, телевидения,
звукозаписывающей, звукоусиливающей техники, электронной, конкретной музыки,
мюзикла, цирка и всех форм пантомимы (например, опера Б.А.Циммермана «Солдаты»,
опера Д.Лигети «Le Grand Macabre»). |