Б.Галеев Гиперлитература
Компьютерный способ создания и восприятия литературных произведений. Г. оперирует не текстами, но текстопорождающими системами. Заданный автором виртуальный гипертекст может быть прочитан лишь с помощью компьютера, благодаря интерактивности читателя, выбирающего пути развития сюжета, «впускающего» в него новые эпизоды и персонажи (У.Гибсон — «Виртуальный свет», М.Джойс — «Полдень»). Дискета романа М.Джойса содержит 539 условных страниц и 951 «связку» (альтернативные пути развития сюжета). Чтобы активизировать связку, необходимо выделить одно из слов на экране. Тогда текст раздвинется, впуская новый эпизод, связанный с этим ключевым словом. При этом возникает художественный эффект «подглядывания» за настоящей жизнью, всеведения читателя, способного заглянуть в иные пространства. Свободное осуществление потенциальных возможностей вызывает ощущение сверхвидения читателя-соавтора, идентифицирующегося с любым из персонажей и способного повернуть развитие сюжета в его интересах. Г. позволяет как бы увидеть художественную среду изнутри, активно воздействовать на нее. Интерактивность реципиента и принцип конструирования текста создают надбытовую и надлитературную «третью реальность» гиперискусства. Г. является логическим продолжением при помощи новейших технических средств той линии развития эстетики постмодернизма, которая связана с разрушением границ артефакта, отказом от причинно-следственных связей; «принципом матрешки», позволяющим посредством отступлений, комментариев, маргиналий заглянуть в головокружительную пустоту, бездну сюжета. Отказавшись от схематизма и абстрактности концептуализма, создатели Г. воспользовались его проектным принципом, наполнив и переполнив его гиперреальной фактурностью (см.: Гиперреализм). Г. восходит к ветвящимся сюжетам, интертекстуальности (С.Малларме, Х.-Л.Борхес. У.Эко, Д.Барнс, М.Павич, С.Соколов, Д.Галковский), усиливая стереоскопические эффекты литературных хэппенингов. Лит.: Генис А. Гипертекст — машина реальности// Иностр. лит., 1994, №5; Маньковская Н.Б. Эстетика симулакра //Корневище ОБ. Книга неклассической эстетики.
М., 1998. Н.М. Гиперманьеризм (ipermanierismo — итал.)
Одно из течений
постмодернистской живописи, предлагающее авторскую интерпретацию искусства
прошлого. Гиперманьеристы,
или анахронисты, «культурные художники» — стилизаторы, вдохновляющиеся
творчеством мастеров эпохи Возрождения, маньеризма и барокко, которых они
цитируют, перефразируют, пародируют, стремясь вписать классическую традицию в
мозаичный контекст постмодернистской культуры. Г. возник в Италии в начале 80-х
гг. XX в. (термин введен художественным критиком И.Томаччони). Его важнейшим
духовным источником яляется творчество Д. Де Кирико, объявившего себя в 20-е
гг., после окончания «метафизического периода» (см.: Метафизическая
живопись), классическим художником
(«Pictor classicum sum»). Среди ближайших предшественников — итальянские
художники и искусствоведы 70-х гг. (Л.Онтани, Д.Паолини), обратившиеся к
критическому анализу истории искусства с позиций концептуализма.
Г. — парадоксальное
сочетание «воз- |