Соч.: Noa Noa(1893-1894). Paris, 1954; Lettres de
Gauguin, a sa femme at a ses amis. Ed. M. Malingue. Pans, 1949; Lettres de
Gauguin, a Daniel de Montfreid. Ed. A. Joly-Ségalen. Paris, 1950. Лит.:
Ревальд Дж. Постимпрессионизм:
от Ван Гога до Гогена. М., 1962; Кантор-Гуковская A.C. Поль
Гоген: Жизнь и творчество. Л., М., 1965; Даниельссон Б. Гоген
в Полинезии. М., 1969; Goldwater R. Paul
Gauguin. N.Y., 1984. Л.Б.,
В.Б. Годар (Godard) Жан Люк (р. 1930)
Французский режиссер,
сценарист, продюсер, актер, критик, один из теоретиков и лидеров «новой волны». Окончил Сорбонну, по образованию этнограф. В кино начинал монтажером, выступал как эссеист и автор статей
леворадикального направления в журналах «Ля газет дю синема» и «Кайе дю
синема». Позднее, в своих фильмах Г. часто демонстративно показывал желтую
обложку «Кайе дю синема», говоря тем самым о своей приверженности
теоретическому направлению этого издания. В 50-е годы снял несколько
короткометражек: «Операция «Бетон» (1954), «Кокетливая женщина» (1955), «Всех
мальчиков зовут Патрик» (1957), «История воды» (совместно с Трюффо, 1958), в
которых уже чувствовалась самобытность мастера авторского кинематографа.
Интеллектуал-бунтарь, остро чувствующий трагедийное неблагополучие современной
эпохи, Г. рано завоевал громкую известность, выступив с резкой, порой
эпатирующей непримиримостью против так называемого «папенькиного кино»,
царившего на французском экране, защищавшего буржуазные ценности и бесконечно
варьирующего навязшие в зубах мелодрамы, фильмы «плаща и шпаги», бездумные
комедии, исполняемые наскучившими кинозвездами. Не оглядываясь на авторитеты,
Г. решительно отметал как идейное содержание, так и утратившую гибкость
профессиональную регламентацию, по которой снимали фильмы его предшественники.
На вопрос о том, какие традиции он считает подлинно французскими, Г. отвечал:
«Отрицание всяческих традиций». Протестуя против устоявшихся
кинематографических жанров, сюжетов и тем, режиссер сделал содержанием своих
картин конкретику жизни, события сегодняшнего дня. Героями — своих
современников, легко узнаваемых людей с улицы: парней без определенных занятий,
бедных художников, студентов, проституток, существующих вне общества и не
признающих его законов. Эти молодые отщепенцы, постоянно находящиеся в
«пофаничной ситуации», подвергаются уголовным преследованиям, потому что их
поведение отличается вызывающей непредсказуемостью и абсолютной раскованностью.
Выразителями идей Г. стали по преимуществу непрофессиональные актеры, среди
которых выделялись Анна Карина, Анна Вяземская и мало известный тогда Жан-Поль
Бельмондо. Первая роль в короткометражке «Шарлотта и ее хахаль» (1958),
исполненная Бельмондо с предельной непосредственностью, убедила режиссера, что
это — его актер. Он доверил Бельмондо главную роль анархиствующего парня Мишеля
Пуакара в своем первом полнометражном художественном |