135 фильме «На последнем дыхании»
(1959), которую актер создал с пронзительной горечью и достоверностью, соединив
в герое черты уличного подонка и романтического влюбленного. Лента снималась
вне павильона, в стиле импровизации без звука и написанного сценария. Бельмондо
была предоставлена полная свобода поведения перед камерой. Необычная эстетика
фильма, возникшая в результате таких съемок, произвела впечатление
разорвавшейся бомбы. Успех картины критика назвала самым высоким гребнем «новой
волны». В течение целого десятилетия каждый новый фильм Г. удивлял остротой
тематики и неожиданностью режиссерского киноязыка. В политически злободневной
ленте «Маленький солдат» (1960), запрещенной цензурой и вышедшей на экран в В этих и других фильмах 60-х гг Г. удалось
выработать своеобразный, присущий только ему стиль киноизложения. Он подверг коренному
пересмотру структуру привычного монтажного мышления и показал, что при монтаже
из фильма можно изъять все связки, переходы, наплывы, которые до него считались
обязательными при создании картины. Г. предложил киноязык, в котором было резко
скачкообразное, взрывчатое чередование монтажных склеек, несовпадение звукового
и зрительного рядов, намеренная небрежность построения кадра, частое применение
ручной камеры. Вместо павильонных декораций использовалась натура, в
нетрадиционной лексике диалогов разговорная речь чередовалась с текстами,
взятыми из литературных произведений. Фильм «Безумный Пьеро» (1965) как бы
подвел черту первого и самого плодотворного этапа творчества Г., когда он был
наиболее тесно духовно и эстетически связан с «новой волной». Художественные
находки, подчас разбросанные по разным картинам, нашли здесь исчерпывающее
выражение. Этот аналитический фильм, балансирующий на грани интеллектуальной
притчи, пропитанный сарказмом и иронией, захватывал напряжением и
агрессивностью излюбленных режиссерских подходов: в нем был трагизм, прячущийся
за самоиздевками, критический взгляд на политику и общество, сознательное
доведение сюжета до пародийного преувеличения. В этой ленте Г. видел мир
сходящим с ума. В ткань картины режиссер вплетает приемы документального кино,
репортажи с места событий, телевизионные интервью, социологическое
анкетирование, применяет мультипликацию. Из совокупности подобных новаций
сложился эстетический метод, который критика определила термином, взятым из
живописи — «коллаж».
Поклонник эстетики Г. Луи Арагон справедливо заметил, что
«киноколлаж» режиссера совпал с поисками художников в других областях
искусства, благодаря новой форме киноязыка в современном кино стало возможным
новое романное построение фильма, выраженное в дроблении киноленты на главы с
литературными подзаголовками. Накануне молодежного движения |