|
Предыдущая Следующая
137
теперь с обеих сторон. Г.
— это сюжетные, нередко плакатного типа, карикатурные или наивные (см.: Наивное
искусство) изображения и надписи, имеющие
специфическую стилистику, определяющуюся техникой (аэрозольный баллончик с
краской) изображения: спонтанность, скорость, невозможность исправлений,
определенный цветовой строй. Многие из Г. выявляют высокий уровень фантазии их
авторов. Тематика изображений бывает социально заостренной, но чаще —
повседневной (см.: Повседневность). Нередко
авторы Г. просто стремятся проявить свое «Я», показать техническое умение
изображать. Сюжеты поэтому самые разные, но, как правило, из сферы массовой
культуры: изображения автомобилей, самолетов, фрагментов фильмов, телесериалов,
комиксов, сюжеты из повседневной жизни города. В 90-е гг. мелкие торговцы
«цветных» районов Нью-Йорка (особенно распространено в Ист-Виллидже) стали
привлекать мастеров Г. для создания реклам своих магазинчиков, лавок, кафе на
жалюзи и внешних стенах. В конце 70-х гг. в Цюрихе «прославился» местный мастер
Г. Харольд Нэгели. Г. фактически стали элементом стихийного художественного
оформления городской среды, жестом самодеятельной творческой стихии
субкультуры. Исходя из этимологии термина, к жанру Г. можно отнести и
распространенные во всем мире надписи и примитивные рисунки, как правило,
нецензурно-эротического содержания в общественных туалетах старого образца. Они
являются своего рода «кардиограммой» бессознательного (см.: Фрейд) самой низовой части общества и, естественно, не могут быть
исключены из гипертекста современной
ПОСТ-культуры (см.: ПОСТ-).
Л. Б.
Гринуэй (Greenaway) Питер (р. 1942)
Один из ведущих
современных британских кинорежиссеров. Получил художественное образование. С 1965 г. в течение
одиннадцати лет работал монтажером. В этот период он начинает снимать
короткометражные формалистичные по стилю фильмы, отмеченные влиянием
структурной лингвистики и этнографии. Уже в этих ранних работах проявляется его
страсть к каталогизированию и составлению списков (так, фильм «Окна» (1975)
ведет учет всем жителям небольшого городка, которые погибли, выбросившись из
окна). Внимание международной критики и публики привлекли его живые, более
продолжительные ленты 1978 г.
(«Vertical Features Remake» и «A Walk through H»), однако несмотря на то, что
первый полнометражный фильм был снят им в 1980 г. («Падения»; в нем
рассказывается о жизни девяносто двух жертв «Жестокого необъяснимого события»),
настоящий успех пришел к Г. двумя годами позже — после того, как на экранах
появился ныне знаменитый «Контракт рисовальщика» (1982). В нем обнаружилось еще
одно пристрастие Г. — выраженный интерес к барочным построениям. Этот интерес
проявился, в частности, на уровне сюжета, когда каждый из элементов сексуальной
интриги, затеянной в конце XVII в. в старом английском поместье, зеркально
повторяется и воспроизводится по нескольку раз. Однако если и не все формально
устанавливаемые повествовательные симметрии были заметны обычному зрителю, то
барочный принцип соединения искусств, или то, что сам Г., заимствуя современный
термин, определяет как «интерме-дийность», предстал со всей новоявленной
очевидностью. Ибо уже не могло быть никаких сомнений в том, что кинематограф Г.
самым решительным образом полагается на живописное. Что касается рисунка, то он
в данном случае не просто выполняет роль фиксатора реальности (именно по
рисункам приглашенного в поместье художника восстанавливается детективная история
скрываемого убийства), но служит также и той невидимой калькой, из которой
зарождается кинематограф. (Не случайны наблюдения критиков о том, что сценарий
— особенно гринуэйевский — может возникнуть из одного рисунка.) Такое
подчеркнутое внимание к проективной стороне кинематографа роднит британского
режиссера в первую очередь с Сергеем Эйзенштейном.
Предыдущая Следующая
|
|