|
Предыдущая Следующая
Среди принципиальных творческих находок дадаистов,
которые затем были унаследованы и сюрреалистами (см.: Сюрреализм), и многими другими
направлениями ПОСТ-культуры (см.: ПОСТ-), следует назвать принцип случайной
(стохастической) организации композиций их артефактов и прием «художественного
автоматизма» в акте творчества. Г.Арп использовал эти принципы в живописи, а
Тцара — в литературе. В частности, он вырезал слова из газет и затем склеивал
их в случайной последовательности.
В Германии дадаизм появился с 1918 г. В Берлине он имел
ярко выраженный революционно-политический характер со скандальным оттенком.
Особую роль играла здесь социально-сатирическая антибуржуазная и антивоенная
графика Георга Гросса. Нападая на экспрессионизм (хотя художественный язык того
же Гросса активно опирается на «лексику» экспрессионистов) и футуризм,
берлинские дадаисты активно приветствовали русский конструктивизм. Ими был выдвинут
лозунг: «Искусство мертво, да здравствует машинное искусство Татлина». В Кельне
в 1919-20 гг. да-даистское движение возглавил будущий известный сюрреалист Макс
Эрнст, разработавший
технику создания абсурдных коллажей, которые привлекли внимание Поля Элюара и
Андре Бретона,
готовивших уже почву для появления сюрреализма.
Особую ветвь в дадаизме представлял в Ганновере
Курт Швиттерс. Он не принял антиэстетическую установку Д. Его коллажи, собранные из содержимого помойных
урн — обрывков оберточных материалов, газет, трамвайных билетиков и других
отбросов повседневной жизни (см.: Повседневность), были организованы по законам
классического искусства, то есть по принципам определенной ритмики, гармонии,
композиции и т. п., и к ним, в отличие от Ready-mades Дюшана или Objets trouves
сюрреалистов, вполне применимы традиционные эстетические оценки. Сам Швиттерс
понимал искусство практически в лучших традициях немецких романтиков — как
«изначальную концепцию, возвышенную как божество, необъяснимую как жизнь, не
определимую и не имеющую цели». В этом плане Швиттерс был маргинальной фигурой
в движении Д., но его технические приемы создания артефактов имели большое
будущее в искусстве XX в.
В Париже приверженцем Д. был Франсис Пикабиа и
некоторые из будущих лидеров сюрреализма. С 1919 г. там действовал и
Т.Тцара. Однако уже к 1922 г.
возник конфликт на теоретико-практической художественной почве между ним и
А.Бретоном, и в мае 1922 г.
Д. официально закончило свое существование. На последнем собрании дадаистов в
Ваймаре Тцара произнес похоронную речь на смерть Д., которая была опубликована
Швиттерсом в его обзоре «Конференция на конец Дада». Многие из дадаистов
примкнули затем к сюрреализму. В 1964 г. искусствовед В. Гартман писал в
послесловии к книге Г.Рихтера «Дада. Искусство и анти-искусство»: «Дада вело к
новому имиджу художника. Дадаист провозглашал гений, как он был понят
романтиками, в качестве своей природной прерогативы. Он осознавал себя
индивидуальностью вне пределов каких-либо границ, естественным состоянием
которой была неограниченная свобода. Преданный только настоящему, освобожденный
от всех уз истории и условности, он встречал реальность лицом к лицу и
формировал ее в соответствии со своим собственным пониманием... Даже несмотря
на то, что все техники, используемые Д., происходят из других источников и что
позитивные достижения Д. остаются относительно неточными и ускользающими, все
же остается истиной, что художественная концепция Д. была чем-то совершенно но- Предыдущая Следующая
|
|