143 вым. С этого времени и далее она действовала в качестве закваски. Д. было вирусом свободы, мятежным, анархичным и высокоинфекционным. Беря свое начало с лихорадки в мозгу, оно поддерживало эту лихорадку живой в новых поколениях художников. Мы собирались определить вклад Д. в культурную историю. Это он и есть.» Д. — один из главных источников и побудителей многих направлений и движений в современном искусстве, в частности, постмодернизма, многих артефактов ПОСТ-культуры. Лит.: Сануйе М. Дада в Париже. М., 1999; Die Geburt des Dada. Dichtung und Chronik
der Grunder. Zürich; Hugnet G. L'Aventure dada.
1916-1922. P.: 1957; Seven Manifestos. 1977; Ades D. Dada and
Surrealism. 1974. Л.Б. Дали (Dali)
Сальвадор (1904-1989)
Испанский художник, один
из крупнейших представителей сюрреализма. Родился
в г. Фигерасе (Каталония, Испания). С юности отличался экстравагантными
выходками, манией величия, некоторой психической неуравновешенностью,
повышенным интересом к изобразительному искусству. Еще до поступления в
Академию художеств в Мадриде ( 1921 ) познакомился в Барселоне с некоторыми
направлениями современного европейского искусства — импрессионизмом, футуризмом и др., сильное влияние на его пластическое мышление оказали
и формы органической архитектуры Гауди, прекрасные образцы которой
сосредоточены в Барселоне. В мадридской Академии (1921-1925) он стремится к
изучению техники живописи старых мастеров, которой, по его воспоминаниям, там
никто не знал и не интересовался. Д. внимательно изучал ее сам в Прадо (а затем
и в Париже) на оригиналах классиков живописи. Особо сильное влияние на него (о
чем он и сам писал неоднократно в своих книгах) оказали Рафаэль, Я.Вермер
Делфтский, Веласкес, Э.Мейссонье. Увлекается философской литературой, однако
особый восторг вызвало у него знакомство с сочинениями З.Фрейда. В его психоанализе, теории сублимации, учении о сновидениях,
искусстве, эротической символике он нашел много созвучного своему внутреннему
миру и затем на протяжении всей долгой жизни активно и сознательно опирался на
фрейдизм в своем творчестве. В Мадриде он познакомился и подружился с Г.Лоркой
и П.Бунюэлем.
Совместно с последним он создает в
1928,1930гг. два этапных для сюрреализма и кинематографа (см.: Кино) в целом фильма «Андалузский пес» и «Золотой век». В |