163 пределами человеческой
чувственности, в музыкально-физическом (акустическом) плане К. образуется более
короткими периодами повторяющихся групп колебаний звучащего тела (например,
струны), а Д. — более длинными и сложными. Наконец, музыкально-математически К.
есть более простая пропорция чисел (октава = 2:1, квинта
= 3:2; малая терция = 6:5), а Д. — более сложная (малая септима = 9:5; малая
секунда = 16:15). Средоточием музыкального является музыкально-психологический
аспект, выразительность К. и Д.; коренной же сущностью феномена сонанса (т. е.
кон- и дис-сонанса) является число. Входя в сферу звучания, оно становится
музыкальным числом (numerus sonorus). Целокупность всех аспектов Д. и К.,
понятых как неразлиянное единство, составляет логическую структуру музыкальной
гармонии, показывая ее в вертикальном разрезе. Музыкальное число по природе
искусства звуков вовлечено во временное становление, каковое и есть жизнь.
Отсюда две основные категории музыки — число и время. Они же раскрывают не
только конечную тайну музыки («Жизнь чисел — вот сущность музыки» — А. Лосев),
но и сущность Д. и К. Д. и К. живут во временном потоке, как внутри отдельного
замкнутого музыкального произведения, так и во времени становления-истории. При
этом Восток и Запад не имеют никаких качественных различий. Чтобы правильно
понимать нынешнее состояние Д.-К., надо видеть его на стволе
музыкально-исторического развития. Понятия того, что есть Д., исторически
изменчиво, причем линия исторической эволюции фиксируется именно
пропорционированной числовой прогрессией. Чтобы читать следующую таблицу,
примем линию раздела между Д. и К.: числа 1-6 обозначают консонансы, с 7 и выше
— диссонансы. Движение от абсолютного К. октавы «вправо», то есть к более сложным отношениям, есть и развертывание свойств Д. и К. в истории музыки. Помимо очевидного развертывания в арифметической профессии здесь зафиксировано и ее членение согласно геометрической пропорции: 1, 1-2, 1-4, 4-8, 8-16, 16-[32]. Согласно историческим свидетельствам, первобытная музыка, еще от Адама, была одноголосна (=1, или =2; см. октаву 1). Раннее многоголосие западной культуры сперва опиралось как на К. только на совершенные К. 3:2 (звучит квинта) и 4:3 (соответственно кварта), условно, с IX в. по XIII-XIV вв. (см. октаву II). Ренессанс («эпоха гуманизма») начинается с перехода терций и секст в разряд К. ( с XIII-XIV в.), что дает нам сладостную «музыку ангелов» высокой полифонии в мессах и мотетах XV-XVI вв. (см. в октаве III первую половину). Европейская тональная гармония XVII-XIX вв. базируется на оппозиции К. 4:5:6 и Д., прибавляемых к ним (септимы, на месте 7; и сексты), см. октаву III, обе половины; именно это и есть понимание отношения Д. и К. для нас традиционное, общественно-принятое, и до сего времени в массовом сознании идейно лояльное, советски «реалистическое», именно оно и есть «классическое» (классика и классицизм составляют здесь главный идейный ориентир). |