Источники: Собрание писем царя Алексея Михайловича с приложением Уложения
сокольничья пути. М., 1856; Послание некоего изуграфа Иосифа к цареву изуграфу
и мудрейшему живописцу Симону Федоровичу // Древнерусское искусство. XVII век.
М., 1964; Мусикийская грамматика Николая Дилецкаго. СПб, 1910; Музыкальная
эстетика России XI-XVIII веков. М. 1973; Философия русского религиозного искусства
XVI - XX вв. Антология. М., 1993. Лит:
Матхаузерова С. Древнерусские
теории искусства слова. Прага, 1976; Лихачев Д.С. Поэтика
древнерусской литературы. Л., 1971; Бычков В.В. Русская
средневековая эстетика. XI-XVII вв. М., 1992; 1995. В.Б. Дюфренн (Dufrenne) Микель (1910-1995)
Французский философ, эстетик, культуролог, один из главных представителей феноменологической эстетики. Основными теоретическими источниками эстетики Д. являются гуссерлевская феноменология и кантовский априоризм. Феноменологию Д. понимает прежде всего как теорию восприятия в его чувственной форме. В основу восприятия он кладет интуицию, противопоставляя ее научному познанию и считая, что именно восприятие «открывает нам мир в его истине». У Канта Д. заимствует понятие априорного, добавляя к кантовским априори чувственности и рассудка, благодаря которым объект может быть данным или мыслимым, априори эффективности, благодаря которому объект становится чувствуемым. Именно аффективное априори делает возможным эстетический опыт, позволяя конституировать как объект, так и субъект этого опыта. Д. определяет свою концепцию как феноменологию эстетического опыта, выступающего в двух формах: творческого процесса художника и эстетического восприятия зрителя. Д. ставит искусство и вызываемый им эстетический опыт выше всех известных видов человеческой деятельности. Эстетическое отношение к миру предстает у него в качестве первичного. «Эстетический опыт, — отмечает Д., — может быть определен как начало всех дорог, которые проходит человечество». Д. наделяет этот опыт безграничными возможностями. Он составляет осно- 173 ву познавательного отношения, предшествует нравственному опыту и имплицитно содержит в себе его содержание, выражает смысл человеческой свободы. В нем счастливо снимаются все конфликты и противоречия человека с окружающим миром. Эстетический опыт примиряет человека с самим собой, устанавливает гармонию его способностей, стимулирует его склонности к науке и действию, пробуждает чувство формы и т. д. Вместе с тем Д. уточняет, что такими возможностями обладает не всякий эстетический опыт и не всякое искусство. На это способно лишь подлинное искусство, к которому в 50-е и 60-е гг. он относил модернизм и авангард, а позднее, с середины 70-х гг. — народное, непрофессиональное искусство. |