|
Предыдущая Следующая
В 1915
г. Д. переезжает в Нью-Йорк, где начинает активно
пропагандировать реди-мейдс, первые из которых он создал еще в 1913 г. Ставшие классикой
среди них: «Ве-
175
лосипедное колесо» (1913),
укрепленное на белом кухонном табурете, «Сушилка для бутылок» (1914), купленная
им по случаю у старьевщика, скандальный белый писсуар, обозначенный как
«Фонтан» (1917). В 1919 г.
Д. ненадолго приезжает в Париж, где через Ф. Пикабиа вступает в тесный контакт
с дадаистами (см.: Дада). Вернувшись в 1920 г. в Америку, он
пытается проповедовать идеи дадаизма (близкие ему по духу) там. В дадаистской
шок-стилистике (см.: Шок) он создает свою
«L.H.O.O.Q»(1919) (сокращение от французской фразы: elle a chaud au cul — «Ей
неймется») — репродукцию «Монны Лизы» Леонардо с подрисованными усиками и
бородкой, представленную на парижскую выставку дадаистов в 1920 г. В том же 1920 г. он выставляет
оконную раму с зачерненными стеклами, которую называет «Овдовевшая».
Столкновение семантически ничем не связанных, кроме творческой прихоти
художника, вербального (название) и предметного (реди-мейд или созданное
произведение) рядов осуществляется им осознанно в предельно парадоксальной
форме (прием, активно использовавшийся дадаистами и сюрреалистами). С особой
силой этот творческий принцип проявился в его грандиозном изящном по форме (то
есть традиционно эстетизированном в формальном плане) произведении, которое он
назвал «Невеста, раздеваемая своими холостяками», или «Большая витрина (Большое
стекло)» (1915-1923; Филадельфийский музей искусств). Это по существу одно из
первых концептуалистских произведений, фактически давшее толчок всему концептуализму второй пол. XX в. В двух застекленных (стекло впоследствие
треснуло, и это событие стало
органичной частью произведения) рамах, помещенных одна над другой, смонтированы
между двух стекол композиции, напоминающие застывшие абстрактные мобили (их
проекции на плоскости) кинетистов (см.: Кинетическое искусство). Некоторые
искусствоведы-концептуалисты толкуют верхнюю композицию как «невесту», а нижнюю
— как «холостяков», всю композицию осмысливают как «машину любви»,
превратившуюся в «машину страдания», ибо «холостяки», якобы стремящиеся к
сексуальной близости с невестой, отделены от нее напроницаемой алюминиевой
рамой.
В начале 20-х гг. Д. увлекся созданием прообразов
оптико-кинетических скульптур. Он наносил определенные узоры на диски, которые
затем вращались с помощью мотора, создавая иллюзию неких абстрактных трехмерных
объектов. С 1923 г.
Д. отошел от активной творческой деятельности. Он посвятил себя шахматам и
только изредка участвовал в организации своих выставок или в коллективных
выставках и перформансах,
как почетный классик всего самого продвинутого искусства XX
столетия. Собственно таковым он и остается по сей день. Менее чем за 15 лет он
прошел путь от почти классического рисовальщика и живописца до предтечи оп-арта и
кинетизма, открывателя реди-мейд, объектов, концептуальных композиций; от
традиционного искусства через авангард к ПОСТ-. Фактически его можно считать одним из
конкретных творческих символов художественной культуры XX в. Предыдущая Следующая
|
|