Лит.: Lebel R. Marcel Duchamp. N.Y., 1959; Schwarz A. The Complete Works
of Marcel Duchamp. N.Y., 1969; D'Harnoncourt A., McShine K., eds. Marcel Dushamp. N.Y., 1973; Maschek J. ed. Marcel Duchamp in
Perspective. Englewood Cliff, N.J., 1974; Mink J. Marcel Duchamp.
1887-1968. Kunst als Gegenkunst. Köln, 1994. Л.Б., В.Б. 176 ЖЖест авангардныйДействие, прием, топос,
который эффектно выражает позицию художника-авангардиста по отношению к
традиционному видению и восприятию как искусства, так и действительности. Этому
жесту присущ элемент театральности, и он всегда радикален, то есть это
эстетический ход «ва-банк», который подчеркивает бунтарский, эпатажный характер
авангарда.
При всей специфике различий авангардных
движений XX в. Ж.а. оказывается связующим элементом, без которого радикальный
авангард обойтись не может. Можно проследить и дать некоторый общий анализ
проявлениям Ж.а. от футуризма до фильмов Годара на
примере одного характерного авангардного топоса, связанного с лунно-солнечной
символикой. Речь при этом идет не о роли жеста в авангарде, а именно о
радикальном Ж.а. Генеалогия его восходит к первым футуристическим манифестам
Маринетти Из текста манифеста следует, что футуристы посягают не только на луну, но и на само солнце. В начале светило появляется как «пьянящее старое европейское солнце, качающееся между винными облаками, выблевывающее себя в бесконечность». Далее оно выступает уже как дрожащее огненное колесо, при виде которого Маринетти побуждает своего сообщника Паоло схватить это колесо как руль и объявляет его водителем мира. Солнце уже снижается до роли инструмента, используемого футуристами в достижении своего идеала. В последнем же предложении манифеста «жалкое, дряхлое и дрожащее солнце» согревается дымящимися руками футуристов. Таким образом устанавливается окончательное превосходство футуристов над миром посредством радикального Ж.а., направленного на смещение общепринятых представлений. |