183 ные фонетические
новообразования. На этом принципе он строил многие свои произведения. В
частности, программное стихотворение «Весна» в указанном сборнике набрано из
«осколков» слов английского языка и записано транскрипционным письмом. В
теоретическом комментарии к нему Туфанов прямо возводит эту «фоническую музыку»
к глоссолалии апостолов по сошествии на них Св. Духа: «В процессе заумного
творчества и эти простые морфемы разрубаются и получаются простые звуковые
комплексы, осколки английских, китайских, русских и др. слов. Происходит именно
своего рода «сошествие св. духа» (природы) на нас, и мы получаем дар говорить
на всех языках». В своей концепции «фонической музыки» Туфанов стремился даже
выйти за рамки собственно литературы — обосновывал возможность создания некоего
универсального заумного языка для «расширенного восприятия» реальности, в
который, наряду с фонемами, войдут другие конструктивные единицы: «Человечеству
отныне открывается путь к созданию особого птичьего пения при членораздельных
звуках. Из фонем, красок, линий, тонов, шумов и движений мы создадим музыку,
непонятную в смысле пространственных восприятий, но богатую миром ощущений».
Реальность представлялась Туфанову некой текучестью, которая может быть
адекватно воспринята только путем особого расширения сознания с помощью
«беспредметной» 3. «Заумное творчество, — писал он в «Ушкуйниках», —
беспредметно в том смысле, что образы не имеют своего обычного рельефа и
очертаний, но, при расширенном восприятии, «беспредметность» в то же время —
вполне реальная образность с натуры, воспроизведенной «искаженно» при текучем
очертании». В поэтической практике самым радикальным заумником был А. Крученых,
еще в Приложение. Декларация заумного слова
1) Мысль и речь не успевают за переживанием вдохновенного, поэтому художник волен выражаться не только общим языком (понятия), но и личным (творец индивидуален), и языком, не имеющим определенного значения (не застывшим), заумным. Общий язык связывает, свободный позволяет выразиться полнее (пример: го оснег кайд и т.д.). 2) Заумь — первоначальная (исторически и индивидуально) форма поэзии. Сперва — ритмически-музыкальное волнение, пра-звук (поэту надо бы записывать его, потому что при дальнейшей работе может позабыться). |