Первый в мире спектакль «3. и С.» состоялся во
Франции ( Сценическими площадками для звуко-световых
представлений могут служить замки и дворцы (Шамбор и Версаль во Франции,
Парфенон в Греции, Тауэр в Лондоне, Колизей в Риме, Регистан в Самарканде и т.
д.); мемориальные комплексы и памятники (пирамиды в Египте и Мексике,
скульптурная аллея поэтов в Бухаресте, памятник павшим в Казани); ландшафтные
зоны (лес в Домреми — начало похода Жанны Д'Арк, побережье Нормандии — высадка
десанта в В основу сценария кладутся и реальные события, и легенды, связанные с данным местом; текст может быть прозаическим, документальным и поэтическим. Анализ социально-эстетических функций представлений «3. и С.» показывает, что кроме художественной их самоценности как новой и эффектной формы зрелища они представляют собой: эмоционально-активное средство пропаганды (обычно премьеры этих спектаклей оформляются как акт государственной значимости); наглядную и захватывающую школу истории (и для взрослых, и для детей, причем во Франции посещение таких спектаклей включено в обязательную школьную программу); возможность охраны исторических памятников (за счет прибылей со спектаклей производятся реставрационные работы и необходимые научные исследования); активную форму развития туризма, включая и международный. Известно использование приемов «3. и С.» и в утилитарном, функциональном назначении: воспроизведение «чудесных явлений» церковью (Лурд, Франция); эстетизация и театрализация политического и военного церемониала; «оживление» крупномасштабных объектов в музеях техники под открытым небом; совмещение их с обычной системой «автогид» в выставочных экспозициях; создание рабочей звуковой атмосфе- 186 ры в системах профориентации и производственного обучения и т. д. |