Лит.: Галеев Б.М. Театрализованные представления «Звук и Свет» под открытым небом.
Казань, 1991; Arnaud de Chassy-Poulay P., Guillon M. Pericles helped me a
lot or the amazing adventure of the Great Sound and Light spectacles. P., 1981. Б.
Галеев «Зеро» (Zero) (итал. zero — ноль)
Художественная группа,
организованная в 50-е гг. дюссельдорфскими художниками Гюнтером Юккером, Хайнцем Маком, Отто Пином. Группой было издано три
одноименных программных документа. Представители 3. стремились к созданию
художественных структур, наиболее полно в их понимании выявляющих
свето-цветовые вибрации в пространстве, позволяющих зрителю проникнуть в
метафизические глубины световой (как естественной, так и искусствено созданной)
субстанции. Применение нетрадиционных для живописи материалов типа стекла,
алюминия, дерева, гвоздей, создание с их помощью особых оптических эффектов
световых пространств и вибраций, игры света, цвета и тени привели к
многоуровневой семантике произведений художников З.-группы. Некоторые их
произведения (например, отдельные картины и рельефы из белых гвоздей Юккера)
тяготеют к медитативному искусству, другие
дают толчок развитию оп-арта и светового
кинетизма (см.: Кинетическое искусство). Лит.: Schmied W. Zero: Mack, Piene,
Uecker. Hanover, 1965. Л.Б. 187 И
Игра
Одна из главных и древнейших форм эстетической деятельности (см.: Эстетика), т. е. неутилитарной, совершаемой ради нее самой и доставляющей, как правило, ее участникам и зрителям эстетическое наслаждение, удовольствие, радость. Принципиально непродуктивный и внерациональный характер игры издревле связал ее с сакральными и культовыми действами, с искусством, наделил таинственными, магическими смыслами. С древности игра использовалась также в качестве эффективного тренинга для охотников, воинов, спортсменов, в обучении и воспитании детей. Систематическому научному изучению феномен игры подвергся только с к. XIX в. в антропологии, психологии, культурологии, философии; «теория игр» — один из разделов современной математики, изучающий и разрабатывающий модели принятия оптимальных решений в сложных ситуациях в самых разных областях человеческой деятельности. Между тем на неутилитарный, эстетический и сущностно значимый для человеческой жизни характер игры философская мысль обратила свое внимание фактически с самого своего возникновения, хотя долгое время ее выводы фиксировались только в метафорической, образной или спорадической форме. Гераклит уподобляет эон «играющему ребенку». Платон в «Законах» называет человека «какой-то выдуманной игрушкой бога», смысл жизни которого заключается в том, чтобы «жить играя» в «прекраснейшие игры», к которым он относил жертвоприношения, песни, пляски и битвы с врагами. В «Политике» термином «игра» он обозначает все искусства, «направленные исключительно к нашему удовольствию» — живопись, украшения, музыку, т. е. «изящные искусства» в новоевропейской терминологии. Платон, Аристотель, стоики, многие мыслители Возрождения видели в игре действенное воспитательное средство. |