Стилевые особенности И. в живописи, особенно стремление к утонченному художественному изображению мимолетных впечатлений, принципиальная эскизность, свежесть непосредственного восприятия и др. оказались близкими и представителям других видов искусства того времени, что привело к распространению этого понятия на литературу, поэзию, музыку. Однако в этих видах искусства не было специального направления И., хотя многие его черты встречаются в произведениях целого ряда писателей и композиторов последней трети ХIХ- нач. XX в. Такие элементы импрессионистической эстетики как расплывчатость формы, фиксация внимания на ярких, но случайных мимолетных деталях, недосказанность, туманные намеки и т. п., присущи творчеству Г. де Мопассана, А-П.Чехова, раннему Т.Манну, поэзии Р.-М.Рильке, но особенно — братьям Ж. и Э. Гонкур, представителям так называемого «психологического И>, частично — К. Гамсуну. На импрессионистические приемы опирались, существенно развивая их, М.Пруст и писатели «потока сознания». В музыке импрессионистами считают французских композиторов К.Дебюсси, М.Равеля, П.Дюка и некоторых др., применявших стилистику и эстетику И. в своем творчестве. Их музыка наполнена непосредственными переживаниями красоты и лиричности пейзажа, почти имитацией игры морских волн или шелеста листьев, буколической прелестью древних мифологических сюжетов, радостью сиюминутной жизни, ликованием земного бытия, наслаждением бесконечными переливами звуковой материи. Как и живописцы, они размывают многие традиционные музыкальные жанры, наполняя их иным содержанием, усиливают внимание к чисто эстетическим эффектам музыкального языка, существенно обогащая палитру выразительно-изобразите- 200 льных средств музыки. «Это относится прежде всего,
— пишет музыковед И.В.Нестьев, — к сфере гармонии с ее техникой параллелизмов и
прихотливым нанизыванием неразрешающихся красочных созвучий-пятен.
Импрессионисты заметно расширили современную тональную систему, открыв путь
многим гармоническим новшествам XX в. (хотя и заметно ослабили четкость
функциональных связей). Усложнение и разбухание аккордных комплексов
(нонаккорды, ундецимаккорды, альтернативные квартовые созвучия) сочетаются у
них с упрощением, архаизацией ладового мышления (натуральные лады, пентатоника,
целотонные комплексы). В оркестровке композиторов-импрессионистов преобладают
чистые краски, капризные блики; часто применяются соло деревянных духовых,
пассажи арф, сложные divisi струнных, эффекты con sordino. Типичны и чисто
декоративные, равномерно текучие остинатные фоны. Ритмика подчас зыбка и
неуловима. Для мелодики характерны не закругленные построения, но короткие
выразительные фразы-символы, напластования мотивов. При этом в музыке
импрессионистов необычайно усилилось значение каждого звука, тембра, аккорда,
раскрылись безграничные возможности расширения лада. Особую свежесть музыке
импрессионистов придало частое обращение к песенно-танцевальным жанрам, тонкое
претворение ладовых, ритмических элементов, заимствованных в фольклоре народов
Востока, Испании, в ранних формах негритянского джаза» (Музыкальная
энциклопедия. Т. |