Инсталляция (англ. installation — размещение, установка, монтаж)
Одно из центральных
понятий для обозначения современных произведений искусства. Берет начало от
понятия «И. искусства», то есть — организация, монтирование художественных
экспозиций. Относится обычно к пространственным композициям, построенным или
собранным (смонтированным) из самых разнообразных вещей и предметов, как
созданных художником, так и взятых в готовом виде предметов утилитарного
назначения (домашнего обихода, промышленных станков, приборов или конструкций,
готового платья, детских игрушек и т. п.) (ср.: Объект). Главная художественная цель И. — создание в определенном
объеме экспозиционного пространства особого художественно-смыслового
пространства И. — энвайронмента, в
котором за счет новых контекстов и нетривиальных синтактических и
композиционных решений образуется уникальное многомерное семантическое поле. И.
— самый распространенный во второй половине XX столетия вид артефактов ПОСТ-культуры (см.: ПОСТ-). Начиная с представителей поп-арта их создают многие художники самых разных направлений. Среди
наиболее изобретательных авторов И. можно назвать Р.Раушенберга, Й.Бойса, Я.Кунеллиса,
Т.Юккера, Р.Хорн и многих др. В последние
десятилетия активно развиваются видеоинсталляции и комбинированные И.,
включающие как предметные статические элементы (объекты), так и всевозможные фото-, слайдо-, кино-, видео- элементы, компьютерные объекты,
лазерные установки и другие новинки современного научно-технического прогресса.
Одним из наиболее известных создателей видеоинсталляций является Нам Джун Пайк
(Nam June Paik). Л.Б., В.Б. Интерактивность (interactivity — англ.)
Неклассический тип
взаимодействия реципиента с артефактом, получивший
развитие в 80-90 гг. XX в. под воздействием виртуальной реальности в искусстве, сетевых
способов передачи художественной информации (Интернет). И. заменяет мысленную
интерпретацию художественного объекта реальным воздействием, материально
трансформирующим его. Принцип обратной связи, режим реального времени,
чувственный, поведенческий контакт с иллюзорной квазиреальностью формируют
новый тип эстетического
сознания. Интерактивное телевидение, гиперлитература,
компьютерные игры переориентируют
реципиента с позиции интерпретатора на роль интерартиста, со-творца, реально
влияющего на становление произведения; роли художника и публики смешиваются. Н. М. 202 Интерпретация
Один из главных приемов и
методов гуманитарного (как и научного в целом) знания, гуманитарных наук, в
частности — философии, эстетики, филологии, искусствознания. В современной
культуре И. составляет предмет специальной науки — герменевтики (см. также: Гадамер), которая
активно интересуется и вопросами И. искусства. И. в сфере искусства и
арт-деятельности активно опирается на достижения многих современных наук, среди
которых явное преимущество отдается фрейдизму, аналитической
философии, феноменологии, структурализму, постструктурализму, семиотике,
деконструктивизму и др. Все они предлагают
свои методы и приемы И. произведений искусства, которые приводят к различным
результатам, часто диаметрально противоположным, свидетельствующим о
принципиальной глубине и сущностной неисчерпаемости настоящего искусства, как
на путях И., так и в сфере его восприятия реципиентом. |