После смерти Т. ван Дуйсбурга в Л. Б. Консерватизм
Условное обозначение для
всей совокупности художественно-около-художественных явлений в искусстве XX в.,
противостоящих или не вписывающихся в магистральную для этого столетия линию
развития: авангард
— модернизм — постмодернизм. К. — это пестрая и бескрайняя
охранительно-академизированно-коммерциализированная сфера художественной
культуры, ориентированная (иногда сущностно, чаще формально) на сохранение и
поддержание жизни классики путем подражания традициям художественной культуры
прошлого (прежде всего ближайшего — реалистически-академического искусства XIX
в.) с включением каких-то новаторских элементов, часто механически
заимствованных у символизма, авангарда,
модернизма. Среди его представителей немало профессиональных мастеров во многих
странах западной цивилизации, стремившихся работать в лучших традициях искусств
прошлого на сохранение разрушающихся классических ценностей Культуры, как в
духовном, так и в собственно художественно-эстетическом планах. Однако их время
как творцов уже практичес- 247 ки ушло, их творчество мало соответствует духу техногенной цивилизации, и поэтому К. не дал каких-либо заметных и тем более выдающихся явлений или имен в искусстве XX в. Тем более что его представители на протяжении всего столетия испытывали значительный прессинг, а иногда и дискриминацию со стороны магистральных «продвинутых» направлений, вокруг которых к середине века сгруппировались лучшие силы мировой художественной критики, галеристов, кураторов, спонсоров, активно раскручивавших, повинуясь духу времени, любую «продвинутость» (см.: Арт-номенклатура, Арт-рынок). Определенную актуальность некоторые направления К. сохраняют в системе художественного образования и обучения, в сферах поддержания традиционных навыков художественного выражения. |