Параллельно с К.м. появилась — буквально наоборот — абстрактная, построенная из синусоидных тонов, как бы «элементарных звуковых частиц». Электронный синтез со временем окончательно вытеснил «кустарную» K.м., хотя отдельные ее приемы можно встретить в музыкальной практике. Например, кульминационный эпизод песни «День жизни» из альбома Битлз; «Оркестр клуба одиноких (!!!!не добавлять сердец!!!) под управлением Сержанта Пеппера» состоит из нескольких сотен мелко нарезанных и склеенных в произвольном порядке кусков пленки с записью (1967). Но лучшие годы K.M. были к тому времени уже позади. Кульминацией ее следует считать «Коллективный концерт» (1966), организованный «конкретниками» второго поколения (Франсуа Бэйль, Бернар Пармеджани, Франсуа-Бернар Маш и др.). Лит.: Scheffer P. A la recherche d'une musique concrète. P., 1952; Judd Er.C. Electronic music and
musique concrète. L., 1961; Schaeffer P. Traité des objets musicaux. P., 1966. Д.Ухов Конкретное искусство (фр. — Art concret)
Одно из направлений абстрактного
искусства, характеризующееся созданием в
основном абстрактных картин, содержащих чисто геометрические, нередко
математически выверенные формы. Сам термин «конкретное» применительно к
искусству возник как своего рода антоним «абстрактному» искусству. Впервые
понятие К.и. употребил в своем «Реалистическом мани- 246 фесте» в Новый, утвердившийся в XX столетии смысл вложен был
в понятие К.и. известным теоретиком авангардного искусства и художником Тео ван
Дуйсбургом. В |