|
Предыдущая Следующая
Считается, что западный К. берет свое начало от
изданной в 1918 г.
книги Лe Корбюзье и А.Озанфана «После кубизма», в которой утверждается, что
конструктивные принципы составляют основу любого искусства, а после кубизма они
стали его самоцелью. В Голландии близким к К. было движение неопластицизма,
сформировавшееся вокруг журнала «Де Стиль» и возглавлявшееся Т. ван Дуйсбургом
и П.Мондрианом,
Журнал издавался с 1917 по 1932 г., а к неопластицизму Мондриан, как
считал Т. ван Дуйсбург, пришел от кубизма еще в 1913 г. В статье
«Элементарная формация» (1923) Т. ван Дуйсбург утверждал, что в основе их
метода лежат простота и ясность геометрических пропорций, четкость
конструктивных решений, функциональность, строгая логика и рациональность и
отсутствуют полностью какой-либо психологизм, эмоциональность, анархия формы,
пафос, индивидуалистическая рефлексия.
Первое официальное утверждение К. в Европе
произошло в 1922 г.
в Дюссельдорфе, когда Т. ван Дуйсбург, Н.Габо и кинорежиссер Г. Рихтер объявили
о создании «Международной фракции конструктивистов». Впоследствии в тех или
иных формах международное движение К. существовало до 60-х гг. в Европе и
Америке, хотя на Американском континенте оно не было особо популярным. Помимо
указанных художников к нему на разных этапах примыкали такие известные мастера,
как Л.Моголи-Надь, Н.Габо, Бен Никольсон, Г.Арп, группа издателей журнала
«Структура» (с 1958 г.).
Это — линия неутилитарного К.
Особое, как бы срединное положение между двумя
крайними линиями в К. занимал «Баухаус» (Bauhaus — дословно «Дом
строительства», «Гильдия строителей») — организованная архитектором В.Гропиусом
в 1919 г.
в Германии художественно-промышленная школа. Активно функционировала
последовательно в Ваймаре, Дессау и Берлине до 1933 г., когда она была
закрыта нацистами. Согласно концепции Гропиуса, целью этой школы-мастерской
была подготовка художников-конструкторов на основе объединения новейших
достижений искусства, науки и техники. Приглашенные им в качестве профессоров
крупнейшие художники XX в. (среди них П.Клее, Е.Кандинский, О.Шлеммер, Моголи-Надь,
Т. ван Дуйсбург), архитекторы, теоретики искусства и художники-
250
прикладники (все они назывались в Баухаусе
мастерами) должны были обеспечить в двух «мастерских» (творческой и
производственной) обучение процессу формообразования на основе единства
материального и духовного начал, технической, эстетической и художественной
деятельности. Поэтому здесь ко двору пришлись и такие «интуитивисты» в
искусстве, как Кандинский и Клее (что немыслимо было у русских
конструктивистов), и такие «геометристы», как Т. ван Дуйсбург и Моголи-Надь. От
изучения художественно-эстетических законов действия цвета, формы, объема и их
взаимоотношений, отдельных свойств различных технических материалов и способов
их обработки здесь шли к формированию художественно-конструктивного мышления
современных архитекторов, художников-прикладников и конструкторов (или
дизайнеров). Предыдущая Следующая
|
|