В лоне К. зародился и получил свое первое оформление и теоретико-практические навыки дизайн XX в., от К. ведут свое начало такие художественные направления, как кинетическое искусство, минимализм, отчасти — концептуализм. К. оказал сильнейшее влияние на архитектуру и прикладные искусства XX в. Лит.: Лунин Н. Татлин (Против кубизма). Пб, 1921; Тан А. Конструктивизм. Тверь, 1922; Родченко A.M. Статьи. Воспоминания. Автобиографические записки. М., 1982; Сидорина Е. Сквозь весь двадцатый век. Художественно-проектные концепции русского
авангарда. М, 1994; Сидорина Е. Конструктивизм: истоки, идеи, практика. М., 1995; Gabo N. The Consrtuctive
Idea in Art // Circle. L., 1937; VoyceA. Russian
Architecture. N.Y., 1938; Moholy-Nagy L. Vision in Motion.
N.Y., 1947; Rickey G. Constructivism:
Origins and Evolution. N.Y., 1967; The Tradition of Constructivism. Ed. S.Bann.
N.Y., 1974; repr. 1990; Lodder C. Russian
Constructivism. New Haven, 1983; Milner J. Vladimir Tatlin and
the Russian Avant-Garde. New Haven, 1983; Passuth K. Moholy-Nagy. N.Y.,
1985; Herwitz D. Making Theory /
Constructing Art: On the Authority of the Avant-Garde. Chicago, 1993. Л.Б. Концепт (от позднелат. conceptus — мысль,
представление, понятие; в
античности — накопление вод, зачатие,
плод)
Одно из главных понятий концептуализма, как направления в искусстве втор. пол. XX в. Означает
замысел, некую, часто иррациональную, невербализуемую концепцию
концептуалистского произведения искусства и его, как правило, условное и
принципиально неполное, закрепление в форме вербального текста, который
составляет практически главную часть всего арт-проекта. Вербализованные следы
К. могут быть презентированы в виде текстов, непосредственно выставленных с
неким материальным артефактом (произведением),
представляющим в какой-то мере его визуальную материализацию; могут быть
включены в той или иной форме в сам объект, акцию, энвайронмент; могут быть где-то депонированы. Однако наличие К. в
вербальной форме составляет, как правило, необходимое условие полноценного
существования произведения концептуализма, его арт-бытия. Л. Б. Концептуализм,
концептуальное искусство (Concept Art — англ. concept — понятие, идея, концепция )
Последнее по времени
возникновения (60 — 80-е гг.) крупное движение авангарда и одновременно одно из главных направлений модернизма. Один из его основателей Джозеф Кошут в своей программной
статье «Искусство после философии» (1969) назвал К. «постфилософской
деятельностью», выражая тем самым суть К. как некоего культурного феномена,
пришедшего на смену традиционному искусству и философии, «смерть» которых
западная наука констатировала именно в 60-е гг. Среди основателей и главных
представителей К. называют прежде всего имена американцев Р.Берри, Д.Хюблера,
Л.Вейнера,Д.Грехэма, Е.Хессе, Б.Наумана, Она Кавары, членов английской группы
«Искусство и язык» и др. Первые манифес- |