Отрицая и в теории, и на практике традиционные законы эстетики, К. тем не менее фактически вовлекает в сферу эстетического (то есть неутилитарного) массу вне-эстетических и даже антиэстетических элементов и явлений. К. ориентирует сознание реципиента на принципиальный антипсихологизм, однако его осознанный и четко проведенный и выстроенный антиномизм автоматически возбуждает в психике реципиента бурные иррациональные процессы. В частности, ориентация на простоту, тривиальность, неинтересность, монотонность, незаметность, доведенную до абсурда при-земленность многих артефактов К. провоцирует импульсивное возмущение реципиента, взрыв его эмоций. Особое место в К. занимает К., возникший в России в к. 60-х — в 80-е гг. — «московский К.». Появившись в советской тоталитарной культуре в условиях андеграунда, он при общих глобальных установках имел ряд специфических черт, отличающих его от западного К. При всей своей «кухонно-коммунальной» камерности, кустарности и доморощенности, он содержал в себе значительно больший заряд идеологического и духовно-художественного протеста, нонконформизма, авангардности, чем западный К. Для него характерна специфическая мифология абсурдной повседневной экзистенции (см.: Повседневность) в узких рамках социально-идеологической одномерности, принципиальная анонимность, безликость, идеализация и эстетизация «плохой вещи», убогой обстановки, примитивизированного перформанса и т.п. Среди главных его представителей следует назвать И.Кабакова, А. Монастырского, Р. и В.Герловиных, И.Чуйкова, В.Пивоварова, группы 253 «Коллективные действия» и «Медицинская герменевтика». К. стал переходным явлением от авангарда через модернизм к постмодернизму, и даже отдельными исследователями считается первой фазой последнего. Лит.: Бобринская Е.А. Концептуализм. М., 1994; Sol Le Witt. Paragraphs on
Conceptual Art // Artforum, 5.10. N.Y., 1967; Art-Language: The Journal of
Conceptual Language 1.1-5.3 (May 1969-.March 1985); Honnef K. Concept Art.
Cologne, 1971; Meyer U. Conceptual Art.
N.Y., 1972; Idea Art: A Critical Anthology. Ed. G.Battcock N.Y., 1973; The Art
of Performance. A Critical Anthology. N. Y., 1984; Kosuth J. Art after Philosophy
and After: Collected Writings, 1966-1990. Ed. by G. Guercio. Cambridge, Mass.,
1991. Л.Б., В.Б. Кошут (Kosuth) Йозеф (p. 1945)
Один из видных теоретиков
и практиков концептуализма, провозгласивший
концептуальное искусство новым шагом не только в искусстве, но и в философии (раб. «Art After Philosophy» — 1969).
«Задолго до присоединения в |