Теоретические поиски и практическое осуществление —
две стороны творчества К. Источники его идеи искусства как идеи («Искусство как
идея идеи») — теоретические. В Соч.: Art After
Philosophy: The Significance of Conceptual Art. Genoa, 1987. Лит.: Le
Vine С. Joseph Kosuth: Interview. Stuttgart,
1989. Красота
Одна из традиционных категорий
эстетики,
входящая в семантическое поле категории «прекрасное». С древности она существовала в Культуре практически как
синоним прекрасного и нередко употребляется в этом смысле и доныне, особенно в
обиходной речи. Однако уже с античности (подробнее см.: Прекрасное) наметились и некоторые смысловые различия, хотя они никогда
не были строго закрепленными. В отличие от более широкого смысла прекрасного,
как категории из поля субъект-объектных отношений, К. является характеристикой
только эстетического объекта. С ее помощью стремятся обозначить ту
трудноуловимую совокупность свойств объекта (природного, предметного,
произведения искусства), которая
приводит к генерации чувства прекрасного, к неутилитарному наслаждению.Уже с
античности мыслители и художники пытались вычленить и как-то описать,
дефинировать «законы» и «правила» К., среди которых чаще всего фигурировали
такие характеристики, как гармония, совершенство, мера, соразмерность, порядок,
симметрия, пропорция, число, ритм, равенство, доброцветность, «золотое
деление», конкретные пропорции, типы линий (S-образная линия, например), блеск,
сияние, свет, цветовые отношения, музыкаль- 254 ные созвучия, определенные соотношения частей и целого и т. д. и т. п. Искусство как специфически эстетическая форма деятельности человека (с древности - внесознательно, а с Нового времени - вполне осознанно) было ориентировано, прежде всего, на выражение или созидание К. С развитием НТП, особенно в XX в. пытались даже поверять «законы К.» математикой и другими «точными» науками. Сегодня понятна принципиальная бесперспективность поисков неких конкретных эмпирических характеристик и тем более «канонов» К., так же, как очевидно принципиальное наличие в определенном классе эстетических объектов таких характеристик. Однако их совокупность, как и большинство из них в отдельности, практически не поддается вербализации, да такая вербализация практически ничего и не дает ни разуму, ни чувству. К. эстетического объекта есть невербализуемое отображение или выражение неких глубинных сущностных (духовных, эйдетических, онтологических, математических) закономерностей универсума, бытия, явленное реципиенту в соответствующих визуальной, аудио или процессуальной организации, структуре, конструкции, форме эстетического объекта. Этим К. принципиально отличается от красивости, которая опирается только на систему поверхностных формальных характеристик объекта, детерминированных скоропреходящими веяниями вкуса и моды. На восприятие К. тоже влияют исторические, социальные, национальные, культурные, религиозные, антропные и др. параметры субъекта восприятия, однако некое сущностное ядро ее сохраняется константным, по крайней мере для человека как homo sapiens, и адекватно воспринимается большей частью эстетически развитых реципиентов всего человечества (об этом свидетельствует, в частности, всемирная легитимация К. многих произведений классического искусства, будь то древнеегипетский скульптурный портрет Нефертити, Венера Милосская или классическая японская гравюра XVII-XVIII вв.). К. - одна из наиболее таинственных онтологических характеристик объекта и универсума в целом, оптимально выявляющаяся только в акте эстетического восприятия. |