Реальное и иллюзорное микшируется на экранах компьютеров и в электронных «проводах» Интернета. Техника становится все более изощренной, а реальность все больше превращается в виртуальную реальность. Еще один шаг — и мы окажемся в какой-то совершенно новой П., но мы пока не знаем, какими будут ее параметры. Лит:
Кун Т. Структура
научных революций. М., 1977. Ревзин И.И. О
субъективной позиции исследователя в семиотике // Учен, зап. Тартуского ун-та,
1971. — Вып. 284. Руднев В. Структурная
поэтика и мотивный анализ//Даугава, 1990. — № 1.» (Руднев
В. Словарь
культуры XX века. Ключевые понятия и тексты. М., 1997. С. 207-209) Пастиш (от итал. pasticcio — паштет)
Художественный прием,
ставший в постмодернизме
одним из центральных. П. — смесь
различных имитаций искусства прошлого. Таково изначальное значение этого
термина, возникшего во Франции в конце XVII в. В XVIII в. П. приобрел смысловой
оттенок плагиата и стал обозначать произведения, имитирующие чужой
художественный стиль. В конце XIX в. термин приобрел ироническое звучание: П. —
«передразнивание» литературного, музыкального, живописного образца; это
«игровая критика» (М.Пруст) пародийного характера. В XX в. П. дистанцируется от
понятий плагиата и подделки и обретает свое современное значение: сознательно
деформированная копия, акцентирующая те или иные черты оригинала. Иронизм П.
доступен лишь знатокам первоисточников. Объекты П. — сюжеты, авторский стиль,
художественные течения и школы. П. может характеризовать как артефакт в целом, так и быть инкрустированным в произведение другого
жанра. Н.M. 334 Персонификация
восприятия виртуальной
реальности связана с эффектом
психологической достоверности аудиовизуального общения, непосредственного
контакта пользователя с автором и другими пользователями в режиме
реального времени. Способствуя превращению зрителя в активного участника
художественного процесса, интерактивное телевидение (сетевой экран) рассчитано
на новую эстетику
телекоммуникационного действа, чьи
арт-формы только начинают разрабатываться. Н. М. Перформанс (англ. performance — исполнение)
Публичное создание артефакта по принципу синтеза искусства и не-искусства, не требующее специальных профессиональных навыков и не претендующее на долговечность. Его сердцевина — жест. Эпатаж, провокационность — органические свойства П. Его эстетической спецификой является акцент на первичности и самодостаточности творческого акта как такового (по аналогии с «искусством для искусства» за П. закрепилась характеристика «акт ради искусства»); художественной сверхзадачей — утверждение идентичности творца. П. как один из ключевых феноменов искусства постмодернизма возник
в 70-е гг. XX в. К его художественно-эстетическим предшественникам принадлежат
русский и итальянский футуризм (особую роль сыграла выдвинутая
Маринетти в манифесте «Мюзик-холл» |