|
Предыдущая Следующая
В 1911-1912 гг. кубизм П. переходит в аналитическую
стадию, когда существенно усиливаются абстрактно-геометризаторские черты в
предельно плоских композициях («Арлекин», 1915, МоМА, Нью Йорк и др.). Он
начинает использовать в живописных картинах элементы коллажа, наклеек из различных
материалов. Анализирующий рассудок часто преобладает в них над чувством.
Одновременно П. начинает пробовать себя в скульптуре и других пространственных
композициях. Он создает камерные абстрактные конструкции и ассамбляжи из подсобных
материалов (жести, деревянных брусков, картона, бумаги, проволоки и т. п.), в
которых решает чисто композиционные пластические задачи. В результате всех этих
крайне важных для искусства XX в. экспериментов утверждается отказ от
миметического (см.: Мимесис), символического (см.: Символизм), семиотического
принципов искусства, восходящих еще к античности и Средним векам и питавших все
традиционное искусство. Произведение искусства начинает осмысливаться как
совершенно автономный самостоятельный объект, не относящий реципиента к чему-либо
вне его находящемуся. Оно ничего не изображает и не обозначает, кроме себя
самого. Оно самоценно, организовано по своим собственным законам и не
подчиняется никаким правилам или нормам, имеющим бытие вне его. Это
самодостаточный художественный организм, коммуницирующий только со зрителем,
настроенным на эту коммуникацию.
С 1917
г. П. близко сходится с дягилевской труппой «Русские
балеты» и выполняет целый ряд эскизов декораций для ее спектаклей. В 20-е гг.
он проникается духом греко-римского искусства, которое своим содержанием,
классической красотой и пластикой форм окажет существенное влияние на
последующее творчество художника. В середине 20-х гг. Андре Бретон провозглашает
П. провозвестником сюрреализма. Знакомство с сюрреалистами, их
творчеством и манифестами также оставит заметный след в художественном мышлении
П., хотя в целом сюрреализм явился лишь одной из многих вех на его долгом
художественном пути. Все эти влияния и принципы пластического, художественного,
эстетического подходов к искусству переплавились у П. в некое новое, только ему
присущее поливалентное стилистическое качество и определили самобытное,
многоликое творческое лицо художника, которое, тем не менее, всегда узнаваемо и
в сущности своей неподражаемо.
В 1937
г. после варварской бомбардировки немцами испанского г.
Герники он пишет почти в черно-белой тональности экспрессивное монументальное
полотно-крик-кресчендо в память о погибших соотечественниках (Мадрид, Музей
современного искусства Райна София). Еще до этого увлекавшие его трагические
мотивы рыдающей женщины, умирающей лошади, ревущего быка, просто визуального
аналога феномена крика воплотились здесь в огромное апокалиптическое полотно,
выразившее, как мы видим сегодня, не только страх и ужас художника перед вой- Предыдущая Следующая
|
|