Лиотар до начала 70-х годов весьма скептически относился к экспансии концепции П. на все виды искусства, усматривая в этом еще одно свидетельство торжества западного ratio, который всегда подавлял чувственное, а вместе с ним и искусство. Применительно к живописи такой подход, по мнению Лиотара, означает отделение линии-рисунка от цвета и сведение живописи к геометрии и схеме. П. является линейным и направленным, тогда как живопись, каковой она предстает у Сезанна, является лишенной какого-либо направления протяженностью. Лиотар выступает против «терроризма письма», считая, что живописная картина предназначена не для чтения, а для созерцания, поскольку главным в ней является наглядность и зримость. Она должна быть праздником для глаза, доставлять чувственное удовольствие и наслаждение. Сведению живописи к П. и дискурсу Лиотар предпочитает живописание с помощью слов. Однако к середине 70-х гг. он меняет свое отношение к П. и его позиция становится близкой к концепциям Барта, Фуко и Дерриды. В современной литературе понятие П. становится все более размытым и неопределенным. Оно гораздо меньше противопоставляется традиционным понятиям и подходам к искусству, чаще и больше рассматривается в духе постмодернизма. Лит.:
Барт Р. Нулевая
степень письма // Семиотика. М., 1983; Фуко М. Слова
и вещи. М., 1977; Силичев Д. Проблемы
«письма» и литературы в концепции Р.Барта // Вопросы литературы. 1988, №11; Derrída J. L'écriture
et la différence. P., 1979. Д.
Силичев Повседневность
Одна из категорий
ПОСТ-культуры (см.: ПОСТ-), которая достаточно часто связывается с современными
арт-практиками. П. — характеристика обыденной рутинной части (большей по
времени) жизни человека, которая в силу своей тривиальности, примитивной
утилитарности, серой внесобытийности (см.: Событие), монотонности
остается практически незамеченной самим человеком (и его окружением),
протекает автоматически, как правило не фиксируется сознанием. В истории
искусства только в Новое время художники стали уделять внимание изображению П.
наряду с нетривиальными событиями и явлениями. В романтизме, натурализме,
реализме XIX в. изображение П. достигает своего апогея. При этом она чаще всего
предстает здесь объектом определенного отношения художника: идеализирующего, романтичеcкого,
критического, гротескного, иронического, эстетизирующего и т. п., которое как
бы выводит изображаемый фрагмент П. из рутинно-обыденного контекста, включает
его в 339 художественно-эстетическое пространство, уравнивая тем самым с другими более высокими в ценностном отношении предметами изображения. Этому способствовал и сам технологически обусловленный процесс художественной изобразительно-выразительной трансформации изображаемого фрагмента П. |