Лит.: Celant G. Arte Povera. N.Y., 1969; Celant G. Mario Merz. N.Y., 1989; Celant G. Michelangelo Pistoletto. N.Y., 1989. Л.Б. Артефакт (от
лат. are — ремесло,
искусство и factum — сделанное)
В современной эстетике и искусствознании этот термин
используется для обобщенного обозначения произведений современного искусства,
как правило, выходящих за рамки традиционных жанров и видов, продуктов
современных арт-практик, арт-проектов. В эстетику термин вошел из археологии,
где им обозначаются любые искусственно созданные объекты. А., как правило,
называют всевозможные визуальные и аудиовизуальные пространственные объекты, инсталляции,
ассамбляжи, акции и т. п. В.Бычков в
системе своей неклассической эстетики употребляет термин А. в оппозиции с
термином «артефеномен». Последним он обозна- 38 чает произведения авангардного искусства (см.: Авангард) XX в., входящие в поле Культуры; а термином А. — любые
произведения современного искусства, принадлежащие полю ПОСТ-культуры (см.: ПОСТ-). Согласно этой классификации, А. являются типичными
экспериментальными продуктами переходного этапа культуры, практически не
обладающими духовной, эстетической или художественной ценностью. Их значимость
находится вне традиционных семантических и культурных полей, в какой-то мере
пока герметична и более полно будет высветлена наукой будущего. Л.Б. Арт-номенклатура
Некое современное
элитарное сообщество, состоящее из крупнейших галеристов (владельцев
художественных галерей), руководителей художественных музеев, художествен-ных
критиков, искусствоведов, кураторов, которое устанавливает в быстро меняющемся
арт-мире некие неписаные законы его функционирования и конвенциональную шкалу
«ценностей» этого мира. В связи с тем, что в ПОСТ-культуре (см.: ПОСТ-) принципиально отсутствуют какие-либо объективные критерии
оценки ее продук-ции (эстетические, этические, духовные, идеологические и т. п.),
А.-н. является единственным регулятором'в этом мире. Она разрабатывает
выставочные, экспозиционные, музейные стратегии, конвенционные критерии
(основанные на авторитете своих членов) арт-продукции, «раскручивает» тех или
иных представителей арт-деятельности, создает (и снимает) современные кумиры,
влияет на политику арт-рынка и т. п.
Фактически А.-н. является единственным руководителем и законодателем в
современной арт-деятельности и арт-критике. Вне русла ее идеологии, ее
сегодняшних правил игры или без ее
одобрения художнику и критику невозможно войти в высший эшелон современного
международного арт-сообщества. В.Б. Арто Антонен (Artaud Antonin), 1896-1948
Французский поэт, прозаик, драматург и сценарист, новатор
театрального языка, создатель театра жестокости. Он
снискал себе славу одного из последних великих представителей героического
периода модернизма, оставившего потомству «не чеканные образцы искусства, а сам
неповторимый факт своего существования, поэтику, эстетику своей мысли, теологию культуры и феноменологию муки /.../
это автор, которого культура пытается разжевать, но, по сути дела, никак не
раскусит» (Зонтаг
С. «На пути к Арто»). Глубокий след в его
творчестве оставил личностный опыт — душевная болезнь, религиозные откровения,
стойкая приверженность к наркотикам. А. запечатлел поразительные по
художественной силе свидетельства мучений мысли, чувства оторванности творца от
собственного мышления: он становится его жертвой, а не хозяином. «Он описывает,
как его мозг разваливается, портится, застывает, разжижается, сворачивается,
опустошается, каменеет в полной непроницаемости: кажется, гниют уже сами слова.
/.../ Арто оставил после себя самое большое количество страданий в истории литературы» (Зонтаг С. «На пути к Арто»). Зачарованная непрерывной болью поэзия,
неотрывная, по словам А., «от глубочайшей и мгновенной эрозии мысли» — это
«тьма», «ночь души», «отсутствие голоса, чтобы крикнуть». В переписке с
Ж.Ривьером А. портретирует момент творчества: «Я говорю из глубин безо всякого
просвета, из ледяной муки без единого образа, без единого чувства — это
неописуемо, как спазм выкидыша». По словам Ж.Батая, его «жестокая лирика плюет на собственные красоты».
Формальные находки А. поражали современников как некое фонетическое чудо
ожесточения языка в поднимающемся до заклинания нечеловеческом скрежете —
реванше вырвавшихся на свободу магических сил: «Это крик существа, мучимого
небытием» (Адамов
А. «Высочайшая вершина бездны»). А.-
живописца также меньше всего заботила красота линий: «Эти рисунки так и нуж- |