|
Предыдущая Следующая
39
но воспринимать во всем варварстве и хаосе начертаний,
забота которых — отнюдь не искусство, а откровенность и самопроизвольность
каждой линии» (Тевен П. «Автопортрет
Арто»). Существенное влияние оказали на А. поэтический мир Э.По, Ш.Бодлера,
А.Рембо, С.Малларме, Лотреамона, живопись И.Босха и В.Ван-Гога. В 1922 г. сближается с
сюрреалистами (см.: сюрреализм), активно сотрудничает в журнале
«Сюрреалистическая революция».
Начиная с 1922 г. А., не оставляя
художественно-поэтических занятий, преимущественно посвящает себя театру. Театр
мыслится как вселенское, космическое действо, выявляющее природу человеческого
и божественного, засыпающее ров между жизнью и искусством. В 1926 г. А. дистанцируется от
группы К.Бретона:
мэтр «отлучает его», а в 1927 г. сам А. пишет манифест против
сюрреализма. Однако влияние сюрреалистических идей ощутимо в основанном им
совместно с Робером Ароном и Роже Витраком «Театре Альфреда Жарри» (1926-1930).
Хотя репертуар театра был невелик (4 спектакля, 8 представлений), его опыт
оказал глубокое воздействие на театральную жизнь Европы, в частности
театральную деятельность Питера Брука. В первом трехчастном спектакле (1927)
были представлены «Сожженная утроба, или Безумная мать» А. и М.Жакоба — шокирующе-непристойное
осмеяние конфликта между театром и кино; провокативная, дадаистская (см.: дада) по
духу пьеса «Многодетная мать» М.Робюра (псевдоним Р.Арона); фрагменты из «Тайн
любви» Р.Витрака. Во второй постановке (1928) был представлен третий акт из
«Полуденного раздела» П.Клоделя, сыгранный вопреки авторской воле. После
спектакля состоялся показ запрещенного в то время во Франции фильма В.Пудовкина
«Мать». Во время представления третьего спектакля («Сон» А.Стриндберга, 1928 г.) А., выступавший в
роли персонифицированной Теологии, обратился непосредственно к залу с
заявлением о том, что Стриндберг был таким же бунтовщиком, как Жарри,
Лотреамон, Бретон и сам А.; это вызвало скандальную реакцию Бретона,
прервавшего своим вмешательством слудующее представление «Сна». Последней,
четвертой постановкой стал антипатриотический водевиль Витрака «Дети у власти».
А. — автор и постановщик драмы «Ченчи» (1935) по мотивам произведений Шелли и
Стендаля; шокирующая откровенность изображения инцестуальных мотивов спровоцировала
скандал. Кроме того, как актер А. играл в постановках Ш.Дюллена, Л.Жуве,
Ж.Питоева, снимался в фильмах К.Дрейера, Г.В.Пабста, А.Ганса, Ф.Ланга. А. —
автор ряда поэтических сборников. Его перу принадлежат воззвания к папе,
далай-ламе и всем властителям и психиатрам мира, тысячи писем из
психиатрической лечебницы в Родезе, открывающие бездны телесной и психической
жизни, ужас существования. В письмах, названных Ж.Батаем «последними закатными
отблесками развалин сюрреализма», А. скрупулезно картографирует свои
«сокровенные глубины», сосредоточиваясь на топографии разума в его крайних
состояниях. Его творческая сила позволяет «снять с существования маску из плоти
и добраться до чудовищного скелета вещей» (Адамов А. «Высочайшая вершина
бездны»; «Будь благословенна, о плоть, ибо ты защищаешь нас от ужаса костей» —
говорится в одном из текстов майя).
Предыдущая Следующая
|
|