Осн. соч.: Театр и его
двойник. М., 1993; Le pèse-nerfs. P., 1925; L'art et la mort. P., 1929; Les
nouvelles révélations de l'être. P., 1937; Au pays de
Tarahumaras. P., 1945; Van Gogh, le suicide de la société. P.,
1947; Ci-gît. P., 1948. Лит.: Как всегда об авангарде. M.,
1992; Портрет в зеркалах. Антонен Арт//Иностр. лит., 1997, № 4;
Thévenin P. Antonin Artaud, ce Désespéré qui vous
parle. P., 1993. H. M. Арт-рынок
Один из главных
законодателей (наряду и в контакте с арт-номенклатурой) в
мире современной арт-продукции и ПОСТ-культуры. Владельцы крупнейших и
авторитетных галерей современного искусства и тесно связанные с ними модные,
«продвинутые» арт-критики определяют всю тактику и стратегию А.-р. Для
раскрутки, то есть создания определенного повышенного общественного интереса,
тех или иных арт-истов, попавших в фокус воротил А.-р. используется весь
могучий аппарат современной манипуляции общественным сознанием: все средства
массовой информации, реклама, интернет, искусственное взвинчивание цен и т. п.
приемы. В какой-то мере А.-р. ориентируется на некие тенденции изменений
арт-вкуса у современных продвинутых потребителей искусства, но в большей
степени он сам стремится диктовать и формировать этот вкус или моду на
определенные типы и стилистику арт-продукции. В отличие от арт-номенк-латуры,
которая занимается в основном элитарно продвинутой частью современной
арт-элиты, А.-р., торгующий отнюдь не только самой современной и продвину- 41 той продукцией, но и
произведениями более ранних эпох, а также изделиями массовой культуры (см.: Кич, Кэмп,
Массовая культура), ориентируется и на
усредненные вкусы современных обывателей, как главных своих клиентов. Поэтому
структура А.-р. соответствующим образом стратифицирована в зависимости от
стратификации его клиентов. В.Б. Архетип (от
греч. arche — начало и typos — образ)
Прообраз, первоначальный образ, идея; одна из главных категорий «аналитической психологии» К.Г.Юнга. В нетерминологическом смысле прообраза, первообраза понятие А. активно использовалось в античной философии и патристической эстетике. Характер глобального культурологического термина приобрело со времен Юнга. У него А. «соотносится с бессознательной активностью людей. Наряду с инстинктами, А. являются врожденными психическими структурами, находящимися в глубинах «коллективного бессознательного», и составляют основу общечеловеческой символики. А. представляют собой: а) врожденные условия интуиции, т. е. те составные части всякого опыта, которые априорно его определяют; б) первобытные формы постижения внешнего мира; в) внутренние образы объективного жизненного процесса; г) вневременные схемы или основания, согласно которым образуются мысли и чувства всего человечества и которые изначально включают в себя все богатство мифологических тем; д) коллективный осадок исторического прошлого, хранящийся в памяти людей и составляющий нечто всеобщее, имманентно присущее человеческому роду. Согласно Юнгу, человеческая психика включает в себя разнообразные А. Все они имеют архаический характер и могут быть рассмотрены как своего рода глубинный, изначальный образ, который человек вспринимает только интуитивным путем и который в результате бессознательной деятельности проявляется на «поверхности» сознания в форме различного рода видений, религиозных представлений, символов. А., по Юнгу, находят свое воплощение в мифах и сновидениях, служат питательной почвой для воображения и фантазии, составляют исходный материал для произведений искусства и литературы. Типичным примером А. является распространенное в живописи изображение мандалы — круга с вписанными в него крестами, ромбами и квадратами, — дающее представление об упорядоченности, всеобщности, единстве и целостности универсума» (В.Лейбин; цит. по: Современная западная философия. Словарь. М., 1991. С. 28). |