Понятие А. в юнгианской интерпретации активно вошло в научный аппарат культурологии, эстетики, искусствознания, литературоведения. Современная герменевтика искусства стремится вычитать во многих произведениях искусства и новейших арт-практик глубинные А. коллективного бессознательного, рассматривая результаты креативной деятельности в качестве своеобразных символов и криптограмм этих А. Лит.: Юнг К.Г. Архетип и
символ. М., 1991. Ассамбляж (фр. assemblage — соединение, сборка, монтаж)
Вид произведения
современного искусства, или артефакт, представляющий собой трехмерную композицию, составленную из
каких-либо предметов утилитарного назначения или их деталей и обломков или (и)
специально созданных объектов и заключенную в пространство какого-либо ящика
или коробки. Своего рода станковое произведение ПОСТ-культуры
(см.: ПОСТ-).
Термин был введен в 42 созданными в период
синтетического кубизма. В Лит.: Seitz W.C. The Art of Assemblage.
N.Y., 1961. Л.
Б. Атональная
музыка
«Музыкальные произведения, написанные вне логики ладовых и гармонических связей, организующих язык тональной музыки. Основной принцип А. м. — полное равноправие всех тонов, отсутствие какого-либо объединяющего их ладового центра и тяготений между тонами. А. м. не признает контраста консонанса и диссонанса и необходимости разрешения диссонансов. Она подразумевает отказ от функциональной гармонии, исключает возможность модуляций. Отдельные атональные эпизоды встречаются уже в позднеромантической и импрессионистской музыке. Однако лишь в нач. XX в. в творчестве А. Шёнберга и его учеников отказ от ладотональных основ музыки приобретает принципиальное значение и порождает понятие А. м. или «атона-лизма». Некоторые виднейшие представители А. м., в том числе А. Шёнберг, А. Берг, А. Веберн, возражали против термина «ато-нализм», считая, что он неточно выражает сущность этого метода композиции. Лишь Й.М.Хауэр, разработавший независимо от Шёнберга технику атонального 12-тонового письма, широко пользовался в своих теоретических трудах термином «А. м.» |