|
Предыдущая Следующая
384
сущности. При этом в разработке таких категорий как
символ, личность, энергия, имя, а также в сознательно декларируемом принципе
антиномизма ощущается сильное влияние неоправославной эстетики, хотя в целом
эстетическая система Лосева далеко выходит за рамки собственно Р.э.Р.
Судьба последних представителей Р.э.Р., как и
большей части русской интеллигенции начала века, трагична. После установления
тоталитарного коммунистического режима многие из них были высланы за пределы
России или сами были вынуждены эмигрировать, оставшиеся в России подвер-гись
репрессиям (как Флоренский, расстрелянный в сталинских лагерях) или вынуждены
были изменить род своей деятельности (как Лосев, посвятивший себя после отбытия
срока в лагере в основном античным штудиям).
Источники:
Гоголь Н.В. Духовная
проза. М., 1992; Толстой Л.Н. Что
такое искусство? //Толстой Л.Н. Полное
собрание сочинений. Т. 30. М.,
1951. С.27-203; Бердяев Н. Смысл
творчества. Опыт оправдания человека. М., 1916 (дополн. изд.: Бердяев Н, Собрание
сочинений. Т. 2. Paris, 1985); Бердяев Н. Философия
творчества, культуры и искусств» в двух томах. M., 1994; Ильин И.А. Одинокий
художник. Статьи. Речи. Лекции. М., 1993. Лосев А.Ф. Форма.
Стиль. Выражение. М., 1995; Лосский Н.О. Мир
как осуществленная красота. М., 1998.
Лит.:
Шестов Л. Добро
в учении гр. Толстого и Ф. Нитше (Философия и проповедь). СПб, 1900; Бычков В.В. 2000
лет христианской культуры sub specie aesthetica. T. 2. СПб, 1999.
В.Б.
Рестани (Restany) Пьер (Р. 1930)
Французский критик,
теоретик и историк современного искусства. Лидер и организатор
направления художников «Новых реалистов» (см.: «Новый реализм») в Париж« (с 1960). На рубеже 50—60-х гг. перед молодым
критиком встала задача вернуть Парижу авангардную преемственность, утраченную
вместе с измельчанием некогда принесшей Франции международную известность
«Парижской школы». Проблема возникла в связи с серьезным интересом в США и
Великобритании к творческому наследию и личности Марселя Дюшана, жившего в Нью-Йорке с 1915 г. и практически забытого на родине. В
Лондоне художник Ричард Гамильтон (р. 1922) реконструировал «Большое
стекло» для выставки Дюшана в Галерее Тейт, а также издал на собственные
средства вариант «Зеленого ящика» с собственными комментариями. Деятельность
Гамильтона способствовала возбуждению интереса к старому лидеру всех
радикальных движений Первого авангарда со стороны молодых нью-йоркских
художников Джаспара Джонса, Раушенберга, Лихтенштейна.
Р. решил вернуть открытия Дюшана на родную почву, выделив в Париже ряд молодых
художников, стремившихся к интеграции искусства и быстро меняющейся
городской жизни. Ими были лидер молодых абстракционистов Ив Клайн, скульпторы
Арман, Сезар, Ники де Сан-Фаль, Жан Тенгели, только что приехавшие в Париж
Христо Явашев и Даниель Споэрри, парижане Раймонд Энс, Жак де Ла Вийгле, Франсуа
Дюфрен, Дюшан, итальянец Мимо Ротелла. Все упомянутые художники занимались
включением в свои работы реальных объектов, будь то детали и части сломанных
механизмов, игрушки, предметы домашнего обихода или уличные афиши. 16 апреля 1960 г. в Милане Р. провозгласил
Декларацию о намерениях Новых Реалистов, начинавшуюся с осуждения
«академической» части французской интеллигенции, не принимающей современного
искусства, «остановить солнце или повернуть вспять время». Далее говорилось:
«Мы являемся свидетелями оскудения и склероза, поразившего все существующие
словари, языки и стили». Р. заявил об отдельных и еще очень редких попытках в
Европе и Америке противостоять этому распаду и очертить «нормативные основания
новой выразительности». Он вынес приговор станковой живописи, а также всем
классическим средствам в живописи и скульптуре как отжившим свое время. Что же
предлагалось взамен? Волнующее погружение в реальность, постигаемую изнутри без
помо-
Предыдущая Следующая
|
|