|
Предыдущая Следующая
385
щи каких-либо навязанных извне установок, выходом
на более сущностный уровень коммуникации.
В этом, по мнению Р., на помощь приходит
«социология», предлагая на выбор в качестве объектов искажения печатные
изображения на афишах, кухонные отбросы, металлолом, неконтролируемые
проявления эмоций — все то, что выводит чувственное за границы его восприятия.
Р. предсказывал наступление эры «социологической реальности», в которую
включаются все сферы человеческой активности внутри сообществ, коммуникация и
коммерция. Все эти условия предопределяют функцию искусства, в котором обречены
на гибель «псевдоблагородные жанры» и, в особенности, «живопись». В условиях
массового самовыражения и экстериоризации творческой личности «мы движемся к
созданию неореализма непосредственной чувствительности». Отдельные проявления
«нового реализма» в творчестве отмеченных Р. молодых художников носят поэтому
«иконоборческий» характер. «В своем непосредственном самовыражении, — заявлял
он, — мы пребываем в состоянии на сорок градусов выше нулевой стадии
дадаистов», но лишены их агрессивного комплекса и полемического задора. Как
только личность «реинтегрирует себя в реальность», ее эмоции, чувственное
восприятие и, наконец, поэтика отождествляются с реальностью. 17 октября 1960 г. на квартире Ива
Клайна в Париже художники подписали манифест Р. и была создана группа Новых
реалистов. Сам Р. начал осуществлять практическую деятельность, став куратором
новой парижской галереи «J» на правом берегу Сены. Инициатива по созданию
нового направления в искусстве впервые перешла от художников к
критику-куратору, став соблазном для многих художественных критиков второй пол.
XX в.
В мае 1961 г. в галерее «J» Р. открыл выставку Новых
Реалистов «На 40 градусов выше Дада» («A quarante degrés au-dessus de
dada»). Выставка носила декларативный характер, и в каталоге Р. поместил еще
один программный текст Новых реалистов. На выставке были экспонированы объекты,
представлявшие собой реди-мейд и явно отсылавшие к Дюшану и
дадаистам. Р. качал свой текст с критики «дадаистского мифа» всеобщего
отрицания, присоединившись, однако, к «нет» дадаистов как к гаранту «другого
искусства». «Ноль» дадаистов, по мнению Р., составлял феноменологическую основу
лирической абстракции, пережил ташизм, находя последнее прибежище в станковой
живописи и скульптуре, обреченных на уничтожение. «Новые реалисты считают
живописью весь окружающий мир, откуда они заимствуют фрагменты универсальной
знаковости». В таком контексте, подчеркнул Р., реди-мейд Дюшана обретают новое
истолкование. Они транслируют прямую выразительность, присущую органическим областям
современной деятельности, будь то город, улица, фабрика, массовая продукция.
Реди-мейд отныне перестают быть лишь объектами негативистской полемики: они
становятся главными элементами нового репертуара искусства. Новый реализм,
согласно Р., занимает в этом процессе позицию «на сорок градусов выше нулевой
отметки дада», находясь на одном уровне с сегодняшним художественным
восприятием. Предыдущая Следующая
|
|