Любимыми художниками Р. в те годы были Арман и
Споэрри, открывший в его галерее «J» в 1963г. «ресторан» с соответствующими
«кулинарными» реди-мейд. Но важной чертой его кураторской деятельности был
интернациональный характер и стремление к сотрудничеству с будущими
поп-артистами США (см.: Поп-арт), что нашло отражение в организованной
им выставке в том же В 386 дневного украшения жизни»
и претендующих на создание Среды за пределами музейных пространств, отвечающей
духу «второй индустриальной революции». Р. произнес: «Искусство окончательно
сомкнулось с моралью, эстетика — с этикой», или «эстетика опрокидывает этику».
В Соч: Документы собраны в : Le nouveau réalisme. Paris, 1978; Restany
P. L'autre face de l'art: L'aventure de l'objet // Domus,
584, July, 1978; Restany
P. Ives Klein le monochrome. P.,
1982. M.
Бессонова Ризома (франц. rhizome — корневище)
Понятие, введенное Ж. Делёзом и Ф. Гваттари в книге «Ризома. Введение» (1976) для характеристики современной постмодернистской эстетики. Р. — воплощение нового типа эстетических связей — нелинейных, хаотичных, бесструктурных, антииерархичных, множественных, запутанных. Постмодернистская «эстетика корневища» противопоставляется классической «древесной эстетике». Дерево, его ствол, корень и крона, являющие собой образ мира — символ классического искусства, вдохновляющегося теорией мимесиса: оно подражает природе, отражает мир, является его графической записью, калькой, фотографией. Воплощением, «древесного» художественного мира служит книга. При помощи книги мировой хаос превращается в эстетический космос. «Древесный» тип культуры еще не изжил себя, но у него нет будущего, полагают Делез и Гваттари. «Генеалогическое древо» бальзаковского романа рухнет перед анти-генеалогией идеальной книги будущего, все содержание которой можно уместить на одной странице. Книга эта будет не калькой, а картой мира, в ней исчезнет смысловой центр. |