Воплощением нелинейного типа эстетических связей, присущих «культуре корневища», выступают симбиозы, образуемые проникновением вируса или алкоголя в человеческий организм, осы — в плоть орхидеи, множественность жизни муравейника. По этому же принципу, бессистемно врастая друг в друга, должны сочетаться книга и жизнь. Отношения между искусством и жизнью антииерархичны, непараллельны, бесструктурны, неточны, беспорядочны. Воплощением беспорядка корневища в архитектуре и градостроительстве является Амстердам с его каналами. Однако в целом западная культура продолжает тяготеть к древесному типу, тогда как искусство Востока с его орнаментальностью уже являет образ корневища. Сами термины «Восток» и «Запад» наполняются новым содержанием. Противопоставляя «корневищную» культуру (битники, подпольное искусство и т. д.) «древесной» (литература), Делёз и Гваттари полагают, что в США «Восток» (»культура корневища» коренного населения — индейцев) расположен на Западе страны, точнее — на «диком западе». Вырисовываются очертания новой культуры и соответствующей ей постмодернистской эстетики. Центральной эстетической категорией останется прекрасное, но содержание ее изменится. Красивым будет считаться лишь бесконечный шизопоток, беспорядок корневища. Эстетика утратит черты научной дисциплины и займется бессистемным поп-анализом «культуры корневища» при помощи нового методологического ключа — ризоматики (корневищематики). Искусство будет не означать и изображать, а картографировать. Литература утвердится в своей «машинности» и распадется на жанры-машины: «военная машина» (как у Клейста), «бюрократическая машина» (кафкианство) и т. д. Превратившись в механическое устройство, литература окончательно порвет с идеологией. Грядет не смерть книги, но возникнове- 387 ние нового типа чтения:
главным для читателя станет не понимать содержание книги, но пользоваться ею
как механизмом, экспериментировать с ней. «Культура ризомы» станет для читателя
своего рода «шведским столом»: каждый будет брать с книги-тарелки все, что
захочет. Само «корневище» можно представить себе как «тысячу тарелок». В книге
«Тысяча тарелок» (1980) Делёз и Гваттари развивают мысль о том, что само
письмо циркулярно, писатель круговыми движениями как бы переходит
от тарелки к тарелке; читатель же пробует изготовленные им блюда, но главное
для него — не их вкус, а послевкусие. Авторы, таким образом, разделяют
герменевтические идеи о множественности интерпретаций как основной черте
эстетического восприятия. Лит:
Deleuze G., Guattari F. Rhizome. Introduction. P., 1976; Ibdem. Mille Plateaux. P.,
1980. H.M. Рорти (Rorty) Ричард (p.1931)
Американский философ,
теоретик культуры и искусства, создатель
неопрагматистского варианта постмодернизма. С |