У Малевича было много учеников и последователей в России в 1915-1920 гг., которые объединялись одно время в группе «Супремус», но постепенно все отошли от С. Исследователи усматривают прямое влияние Малевича на весь европейский конструктивизм. Это и верно и неверно. Вокруг Малевича было много подражателей, но ни один из них не проник в истинный дух С. и не смог создать ничего, хоть как-то по-су-ществу (а не по внешней форме) приближающееся к его работам. Это касается и конструктивизма. Конструктивисты заимствовали и развили некоторые формальные находки Малевича, не поняв или резко отмежевавшись (как Татлин) от самого по сути своей гностико-герметического, а в чем-то даже и интуитивно-буддистского духа С. Да и сам Малевич, как интуитивный эстет и приверженец «чистого искусства», резко отрицательно относился к «материализму» и утилитаризму современного ему конструктивизма. Более последовательных продолжателей С. следует искать скорее среди минималистов (см.: Минимализм) и некоторых концептуалистов (см.: Концептуализм) второй половины XX в. Лит.:
Elliot D. Russian Art and Society: 1900-1935. N. Y-,
1986; Gray
C. Burleigh-Motley M. Russian Experiment in Art: 1863- В.Б. Сюрреализм (фр. surréalisme — сверхреализм)
Направление в литературе и
искусстве, но также — и в культуре в целом, возникшее в 20-е годы XX в. во
Франции и распространившееся по всему миру. С. опирается на философию интуитивизма, герметизм и 429 другие восточные
мистико-религиозные и оккультные учения, на фрейдизм; многие положения теоретиков С. близки к идеям дзэн
(чань)-буддизма. Своими предшественниками в истории искусства сюрреалисты
считали, в первую очередь, немецких романтиков, поэтов XIX в. Рембо и
Лотреамона (особенно его знаменитые «Песни Мальдорора»), ближайшими
предтечами поэта Апполинера (к нему восходит и термин «С.», которым он
обозначил в В |