|
Предыдущая Следующая
В 1925
г. проходит первая выставка художников сюрреалистов, в
которой наряду с собственно сюрреалистами принимают участие и временно
примыкавшие к движению или сочувствовавшие ему де Кирико, Клее, Пикассо; Макс Эрнст изобретает
способ фроттажа (протирки, натирания), как один из технических приемов
«автоматического письма» в живописи. В 1926 г. А. Арто и Р. Витрак основывают
сюрреалистический театр. В 1927
г. усиливается политизация С., изначально провозглашавшего
стихийную революционность и анархизм в социальной сфере как способы
освобождения от оков буржуазного рационализма и ханжества, сковывающих «свободу
духа», и тяготевшего к коммунистическим идеалам. Арагон, Бретон, Элюар, Пере и
некоторые другие вступают в компартию Франции, несогласные с ними сюрреалисты
покидают группу, но она пополняется за счет прибывших в Париж Бунюэля, Дали, Джакометти
и др. С этого времени в постоянно меняющейся по составу группе сюрреалистов
возникают расколы, конфликты, распри в основном на почве политических
пристрастий. Так, в 1934 г.
Бретон исключил из группы Дали, как якобы заигрывавшего с социал-национализмом;
в 1935 г.
Бретона, Элюара и Кревеля исключают из компартии; в 1938 г. Элюар опять вступает
в нее и покидает сюрреалистическое движение, Бретон порывает с ним. Из чувства
солидарности с Элюаром Эрнст выходит из группы и т. д. и т. п. В 1935 г. Бретон публично
осуждает сталинистскую модель коммунизма, чем навлекает на себя гнев
французских коммунистов. В 1938
г. он знакомится в Мексике с Л. Троцким, и они издают
совместный манифест «За независимое революционное искусство».
В 1929
г. Дали с Бунюэлем снимают классический сюрреалистский
фильм «Андалузский пес», а в 1930 — «Золотой век». До них попытки применения
сюрреалистической техники и образности в кино предпринимали в 1924 г. М. Дюшан и Р. Клер;
в 1931 г.
Ж. Кокто снял сюрреалистическую ленту «Кровь поэта». В 1933 г. начал выходить
журнал сюрреалистов «Минотавр». С началом Второй мировой войны центр
сюрреалистического движения перемещается из Франции в США, где в их ряды
вливаются новые силы, проходят большие выстав-
430
ки, манифестации, издается
новый журнал и другие публикации. Крупные художники-сюрреалисты работают
самостоятельно, не включаясь официально в те или иные группировки сюрреалистов.
Со смертью Бретона в 1966 г.,
который являлся главным инициатором организованного движения сюрреалистов, оно
фактически прекращает свое существование, о чем в 1969 г. Ж. Шустер официально
объявляет в прессе. Тем не менее отдельные сюрреалисты и особенно
сюрреалистические методы творчества продолжают существовать как в чистом виде,
так и внутри других арт-практик на протяжении всей последней трети XX столетия. Предыдущая Следующая
|
|