При этом артефакты и арт-проекты ПОСТ-часто создаются с активным использованием предметов и реалий повседневности, фрагментов обыденного психофизиологического функционирования человека (например, его сексуально-эротического опыта) или экстремально-экзистенциальных жизненных ситуаций (что позволяют современные средства документальной фиксации — фото, кино, видео, звукозапись). Однако в арт-проектах они полностью отчуждаются от породившей их ситуативной основы и при сохранении их соматической энергетики включаются в совершенно новые арт-контексты, которые должны исключить семантику и ассоциативность пер- 435 винного контекста и
переориентировать их энергетику в новое русло. Энергетические рельефы
современных ассамбляжей, аккумуляций, инсталляций, энвайронментов,
пер-формансов в неутилитарной сфере; а
также — предметов современного дизайнерски оформленного ширпотреба,
архитектурно-дизайнерских сред обитания, разнообразных современных шоу и
аттракционов масскультуры (см.: Массовая культура) требуют
гаптически-ощупывающего аудио-визуального восприятия, чувственно-соматической
коммуникации на многих уровнях. Отсюда повышенное культивирование Т.,
неустанная забота в социуме о ее постоянной физической и энергетической
(особенно) подпитке. Очевидна и тенденция дальнейшего движения ориентированных
на Т. арт-прак-тик. С грубого вещного (см.: Вещь) материального
носителя в последние десятилетия они переключаются на более тонкий —
электронный — компьютерно-сетевые виртуальные реальности. Здесь к аудио-визуальному и рассудочному ощупыванию
подключается еще особая система электонно-тактильного контакта с
посредником'виртуальной реальности (специальные шлемы, перчатки,
наручники и т. п. гаптические инструменты с электро-сенсорными контактами —
прямое электронное воздействие на рецепторы). Лит.:
Телесность
человека. Междисциплинарное исследование. М., 1991; Подорога В. Феноменология
тела. Введение в философскую антропологию. М., 1995; Нанси Ж.-Л. Corpus. M., 1999; Bersani
L. The Freudian Body: Psychoanalysis and Art.
N.Y., 1986; Rose
J. Sexuality in the Field of Vision. L, 1986; Tenter
B.S. The Body and Society. Oxford, 1986; Featherstone
M. Hepworth M., Turner B. The Body: Social and Cultural Theory. L.,
1991. В.Б. Термен Лев
Сергеевич (1896-1993)
Выдающийся изобретатель,
музыкант, пионер электронного искусства. В |