Осн.
соч.: Физика
и музыкальное искусство. М., 1966. Лит.:
Галеев Б. М. Советский
Фауст (Лев Термен — пионер электронного искусства). Казань, 1995. Б.
Галеев Теургия (греч. theoyrgia — художественное деяние; сакральный ритуал,
мистерия)
Одна из значимых и
самобытных категорий эстетики русского символизма. В древности Т. обозначалось сакрально-мистериальное общение
с миром богов в процессе особых ритуальных действ. Вл. Соловьев осмыслил Т. как
древнее «субстанциальное единство творчества, поглощенного мистикой», суть
которого состояла в единении земного и небесного начал в сакральном
творчестве. Особо он выделил современный этап Т., который обозначил как
«свободная теургия» или «цельное творчество». Его сущность он усматривал в
сознательном мистическом «общении с высшим миром путем внутренней творческой
деятельности», которая основывалась на органическом единстве главных
составляющих 436 творчества: мистики, «изящного искусства» и «технического художества». Это понимание теургии нашло активный отклик как в среде символистов, так и у большинства русских религиозных мыслителей начала XX в. (представителей неоправославия, прежде всего). Вяч. Иванов особо акцентировал внимание на мысли Вл. Соловьева о том, что искусство будущего должно вступить в новую свободную связь с религией. «Художники и поэты, — писал Соловьев, — опять должны стать жрецами и пророками, но уже в другом, еще более важном и возвышенном смысле: не только религиозная идея будет владеть ими, но и они сами будут владеть ею и сознательно управлять ее земными воплощениями». Именно таких художников Иванов называет теургами, носителями божественного откровения. Они, утверждал он, — истинные мифотворцы, в высшем смысле символисты. Большое внимание Т. , как высшему этапу творчества — созидания самой жизни с помощью божественной энергии Софии и самого перво-Символа, уделял Андрей Белый. Наиболее точное и ясное определение Т. дал в В. Б. Технообраз (technimages— фр.)Неологизм, введенный в научный оборот французской исследовательницей Анной Коклен. Она задается вопросом о том, как изменяется классический образ при вторжении в него новейших технологий, ведущих к возникновению «технологического искусства» (дигитального, синтезированного, виртуального). Сущностное отличие Т. от классического «текстообраза» Коклен видит в замене интерпретации «деланием», интерактивностью, требующими знания «способа применения» художественно-эстетического инструментария, «инструкции». Если образ сопряжен с интерпретацией, finito, линейным распространением, то Т. — с интерактивностью, виртуальным процессом, сетевым способом распространения. |