|
Предыдущая Следующая
В центре внимания Т. — проблемы телесности (Ф.
Клементе), народных верований (М. Паладино), современной интерпретации
эстетического наследия кубизма, футуризма^. Чиа), сюрреализма (У.
Кучча), «неформальной» традиции в живописи 50-60-х гг. (Н. Де Мариа).
Лит.:
Bonita Oliva A. Trans-avant-garde international. Milan, 1982; Zeitgeist.
Berlin, 1982 (cat. d'expo.); Mimmo Paladino. Lyon, 1984 (cat. d'expo.); Sandra
Chia. Peintures 1976-1983 P., 1984; (cat. d'expo.); Groupes,
mouvements, tendances de l'art contemporain depuis 1945. 2
éd. P., 1990.
H.
M.
Тцара (Tzara) Тристан (1896-1963; наст, имя и фамилия Сами Розенсток.
Родился в Румынии, скончался в Париже)
Поэт, полемист, эссеист,
издатель журналов, организатор выставок и дадаистских театральных выступлений,
в которых сам принимал активное участие. Один из основателей дадаизма (см.: Дада)
и автор наиболее эстетически
радикальных дадаистских манифестов. Соратник Т. по дадаизму Рихард Хульзенбек
описал Т. следующим образом: «Тцара был «дадаистом по натуре», как бы самосозданным варваром, который
440
стремился предать огню и мечу все, что было
предназначено нами для бесповоротного уничтожения, то есть все те
художественные и культурные ценности, которые потеряли свою сущность и
значение».
После раннего увлечения символизмом в Бухаресте Т. в 1916 г. отправился учиться в
Цюрих, где вошел в круг поэтов и художников, скрывавшихся от ужасов Первой
мировой войны. Эта группа, состоявшая в начале из художников Ганса Арпа, Софи
Таубер и поэта Рихарда Хульзенбека, собравшихся вокруг актера и политического
активиста Хуго Балла, составила костяк участников «Кабаре Вольтер», в котором
собственно и родился дадаизм. Т. был принят в группу в день открытия кабаре 5
февраля 1916 г.
и, поразив всех своей неистощимой энергией и остроумием, вскоре занял ведущую
роль в группе, уступая только самому организатору Баллу.
Одним из первых изобретений Т. было введение в
программу кабаре «симультанных поэм», в которых несколько разных стихотворений
читались участниками одновременно, причем на разных языках под аккомпанемент
барабана, свистка и трещотки. Нарочито какофонический эффект являлся прямым
выпадом против как общепризнанной сущности поэзии и музыки, так и коммуникации
в целом. По замечаниям современников, все языки, звучащие одновременно, но
говорящие о разном, подразумевали пародию на конфликт националистических
пропаганд, доминировавших во время войны. Необходимо также отметить
зак-линательный аспект этих выступлений, имевших параллели с глоссолалией.
Летом 1916 г. Т. пишет первый манифест дадаизма,
вскоре после чего становится лидером Цюрихского Дада в связи с некоторым
отдалением Хуго Балла от движения. Полемический талант Т. ярко проявился в его
манифестах, в которых ему удалось сочетать теорию и резкие эпатажные выпады с
вкрадчивой апологией. Для его стилистики характерны фигуры типа: «ДАДА остается
в рамках европейских слабостей; это тоже говно, но отныне мы желаем срать
разноцветно, чтобы украсить зоопарк искусства флагами всех консульств». Под
руководством Т. Дада превратилось в авангардное движение (см.: Авангард), с собственным
журналом, но без определенной программы. В основе эстетики (или , скорее,
антиэстетики) Т. лежало острое ощущение бессмысленности и абсурдности
современной действительности, сочетаемое с горячей любовью к жизни во всех ее
проявлениях, а также неусыпная подозрительность и презрение ко всякого рода
официальной авторитетности. Его неистощимое остроумие и склонность к
театральности придавали его манифестам остроту, столь важную для авангарда. Всего
Т. написано семь дадаистских манифестов, из которых наиболее известными
являются следующие: первый манифест под названием «Манифест господина
Антипирина» (1916) , «Дада Манифест 1918» (1918), «Манифест господина АА
Анти-философа» (1920). Самым обширным по объему и наиболее теоретичным является
второй, в котором Т. экспонирует свою антитеорию антиискусства. Здесь он
наиболее полно выражает дадаистскую модель отрицания всех ценностей наравне с
самоотрицанием. Характерны такие заявления Т.: « Я пишу манифест и я ничего не
желаю, но однако я что-то говорю, а в принципе я вообще против манифестов, так
же, как и против принципов... Я против деятельности; а что касается постоянного
отрицания и утверждения, то я ни за, ни против них, и я не собираюсь
объясняться, потому что я ненавижу рассудок. <...> ДАДА НИЧЕГО НЕ
ЗНАЧИТ.» В Цюрихе Т. принимал активное участие в издании четырех номеров
журнала «Дада» в период с 1916 по 1918 гг., который, являясь рупором дадаизма,
представлял собой форум для обсуждения и других течений в искусстве, причем сам
Т. выступал в поддержку абстрактного искусства, считая его, вслед за Кандинским, выражением
внутренней необходимости, не зависимой от внешнего мира и материальных устоев. Предыдущая Следующая
|
|