К концу Первой мировой войны дадаизм становится
международным феноменом, и Т., отделившись от своих немецких друзей, которые в
Германии придали Дада более политическую окраску, в 441 ком Фрэнсисом Пикабиа и
поэтом Андре Бретоном. Парижский
период Т. отмечен бурной дадаистской деятельностью, состоявшей из шокирующих
выступлений, лекций и диспутов. Т. продолжает писать манифесты и поэзию, в
которую вводит так называемое «автоматическое письмо», которое впоследствии станет одним из основных методов
сюрреализма. Поскольку в основе творчества Т. лежала радикальная
антисистемность, к Т. никогда не отрекался от дадаистского
радикализма, однако его творчество с годами приобрело более интроспективный
характер, о чем свидетельствуют даже названия его произведений: «Говоря в
одиночестве» (1950), «Внутренний лик»(1953). В Последние годы жизни Т. посвятил литературоведению, создав два крупных исследования, посвященных поэтике Франсуа Вийона и творчеству Франсуа Рабле. По словам Е. Петерсона, «Жизненным усилием Т. явилось стремление постичь и интерпретировать эволюцию искусства в его связи с обществом». В целом поэтическое и полемическое творчество Т. является одним из наиболее радикальных явлений авангардного искусства. Эстетически наиболее близким Т. является его российский предшественник Алексей Крученых (см.: Заумь, Футуризм), развивавший идеи бессмысленности и антисистемности искусства за несколько лет до возникновения дадаизма. Соч.: Seven Dada Manifestos and Lampi-steries.
N.Y., 1981; Approximate Man and Other Writings. Detroit, 1973. Лит. :
Gale M. Dada and Surrealism. L., 1997; Huelsenbeck
R. Memoirs of a Dada Drummer. N. Y., 1974; Richter
ff. Dada Art and Anti-Art. L., 1978; Peterson
E. Tristan Tzara: Dada and Surrational
Theorist. Rutgers
University Press, 1971. H.
Фиртич 442 У
Уорхол (Warhol) Энди (1930-1987)
Один из основателей и
ярких представителей поп-арта, автор книги
мемуаров «ПОПизм» по истории возникновения поп-арта. Родился в Питтсбурге в
семье словацких эмигрантов, детство провел в промышленном районе в окружении грязи,
нищеты, криминальных разборок и драм низшего слоя общества. Весь этот материал
впоследствии в non-эстетизированном виде питал его творчество. Изучал дизайн,
историю искусства, психологию и социологию в Технологическом институте
Питтсбурга. В |