Ф. считал, что эстетическое впечатление зависит от степени наслаждения, которое вызывает конкретный эстетический объект. Эстетическое же воздействие объекта обусловлено, по его мнению, сложными формальными соотношениями между элементами стимульной конфигурации, и эту закономерность он описывает как гармонию, считая ее одним из ключевых понятий «Преддверия эстетики», и рассматривает ее как процесс, выражающий закон стремления системы к достижению стабильного состояния, равновесия. Ф. дал толчок эстетическим исследованиям во многих направлениях. Начиная с Ф. эстетика широко развернула экспериментальное изучение эстетических отношений, порой чрезмерно кропотливое, зачастую Мелочного характера, но нередко выявляющего исключительно интересные результаты. Как следствие этого экспериментальные методики психолога обрели популярность на многие годы. Круг элементов, способных выступить первичными атомами эстетической формы, все расширялся, изучались уже не только сочетания этих элементов, но и комбинации геометрических фигур, цветов, звуков. В России это эстетико-позитивистское направление связано с именами И.Догеля, В.Вельямовича, Л.Оболенского, В.Савича и др. Система воззрений Ф. на природу возникновения эстетического впечатления 450 также получила в
дальнейшем детальную интерпретацию, она была развита К.Валентайном,
Г.Гельмгольцем. После Ф. предпринимались и соответствующие попытки выявить то, что может быть названо логикой эстетической формы, свести
общие, наиболее характерные особенности эстетической формы к простейшим
принципам (Д.В.Паркер и др.) Неоднократно предпринимались также и попытки
психологического анализа эстетического наслаждения. К числу наиболее
значительных из них принадлежит теория вчувствования Т.Липпса и И. Фолькельта. Соч.: Vorschule der Ästhetik. Hildesheim,
1978. Лит.:
Арнхейм Р. Новые
очерки по психологии искусства. М., 1994; Kuntze
J. G. Th. Fechner. Leipzig, 1892; Alesch
C.G. G. Th. Fechner als Wegbereiter der
psychologische Ästhetik // G. Th. Fechner und die Psychologie. Passau,
1988. А.Липов Филонов Павел Николаевич (1883-1941)
Один из крупнейших
представителей русского авангарда в изобразительном искусстве. Родился в Москве
в семье извозчика и прачки, с 1897г. жил в Петербурге; учился в
малярно-живописной мастерской, в частной мастерской академика Л. Е.
Дмитриева-Кавказского, два года был вольнослушателем в Академии художеств;
много работал самостоятельно. В период 1905-1912 гг. совершил поездки по Волге,
Кавказу, посетил Стамбул и Иерусалим, путешествовал по Италии и Франции,
зарабатывая на жизнь поденной работой. С |