Активно работает над проектами реорганизации
художественного образования в России (и Академии художеств, в частности),
возглавляет коллектив «Мастеров аналитического искусства», состоявший из его
учеников и последователей его творческого метода, участвует в нескольких
коллективных выставках. В залах Русского музея в 1929-1930 гг. была развернута
большая персональная выставка Ф., которая в связи с меняющейся
художественно-идеологической ситуацией так и не была открыта. Вокруг Ф.
создается атмосфера отчуждения, травли и почти полной изоляции. Будучи
человеком фанатически преданным своему искусству, предельно гордым и
независимым, он не принимал никаких подачек в виде стандартных пенсий и пайков,
вел аскетический образ жизни, постоянно недоедая и обходясь минимумом
материальных средств. Несмотря на острую нужду, он не продавал своих работ и
бережно хранил их, будучи уверенным, что создает уникальные художественные
шедевры, значительно превосходящие западное искусство, которые должны
принадлежать только и исключительно Советскому государству. Он надеялся на
создание специального музея Аналитического искусства. Только благодаря
подвижничеству Ф. и вере его и его сестры Е. Глебовой в будущее признание его
творчества соотечественниками практически все творческое наследие Ф. осталось в
России. Первая персональная выставка Ф. состоялась в Ф., как и В. Маяковский, не считал искусство священнодействием, но — ремеслом, которому можно научить практически любого человека. Необходимо только его огром- 451 ное желание и почти подвижническое трудолюбие. Не творческое вдохновение, но сделанность (ср.: Формальный метод) — для него главная категория искусства. Он не употреблял слово «художник», но, по аналогии со средневековым обычаем, — мастер и ученик (как «изучающий мастер»). Сделанность, в его понимании, — это предельно возможное владение техникой живописи (основу которой он видел в рисунке), позволяющее свободно создавать практически фотографическое изображение. Подобное владение техникой (мастерство) должно сочетаться с большими интеллектуальными знаниями и владением «внутренним законом творчества». Ф. был убежден, что аналитический мастер — это исследователь и изобретатель; он должен владеть всем современным объемом научных знаний (физики, в том числе и микромира, астрономии, физиологии, психологии, химии и т.п.). Используя эти знания, он должен при создании картины опираться не только на видящий глаз, но и на «знающий глаз», который «видит» все внутренние закономерности строения и функционирования изображаемого предмета (для человека, например, всю его психофизиологию — работу кровеносной системы, нервные ткани, железы внутренней секреции, структуру и работу мозга и т. п. вплоть до строения клеток организма, молекул, атомов; для дерева — его внутреннее строение, принципы развития и роста и т. п.). |