|
Предыдущая Следующая
Осознание такой необходимости произошло в XX в.
где-то на рубеже первой и второй его половин. Точнее, в качестве нулевой точки
отсчёта Ш. указывает на 1950
г., обозначаемый им как «Час нуля». Изменения,
последовавшие в европейской профессиональной музыке за «часом нуля» вместе с
появлением первых самостоятельных сочинений Ш. затрагивают её наиболее глубокие
аспекты и по своей радикальности (а также внутреннему смыслу) не имеют
аналогов. Так, уже в самом начале 50-х гг., встав на путь тотального
преодоления прежних методов сочинения музыки и радикального обновления
музыкального языка, Ш. принципиально отказывается от тех или иных способов
повторности мотивно-тематических элементов, их экспонирования, вычленения,
дробления, воссоединения, проведения в ритмическом увеличении или уменьшении, а
также от разработки, модуляции, транспозиции, в прежнем смысле развития,
контраста, от ракохода, инверсии и прочих методов формообразования, которые в
своей совокупности составляют сущность «искусства композиции», собственно
языковый фундамент европейской музыкальной мысли, заложенный ещё около 2500 лет
назад в эпоху античности, и исключительная действенность которых продолжает
сохраняться в той или иной степени вплоть до середины XX столетия. «От всего
этого я отказался, — прямо заявляет Ш. в заметке «Относительно моей музыки»
(1953), — начав работать с " пуантилизмом " ».
Обнаружение по-своему понятого
сакрально-метафизического измерения в музыкальном искусстве, открывающего
небывалые перспективы собственно многомерной музыкальной мысли, привело Ш. к
осозна-
504
нию наступления принципиально новой эпохи в
развитии музыки, которую он обозначил как «Новая мировая эпоха» (или «Новая эра
музыки»). «В настоящее время, — утверждает Ш. в одном из своих интервью в 1972 г., — мы проходим через
неописуемые инновации, которые в полной мере будут осознаны лишь по прошествии
значительного периода. Новая мировая эпоха началась около 1950 г. Каждый из нас чувствует
это во всех сферах жизни».
Появление уже первых самостоятельных сочинений Ш.
свидетельствовало о том, что антропологическое (точнее — антропоцентристское) и
индивидуалистское понимание музыкального искусства, окончательно утвердившееся
в Новое Время, — в эпоху рационализма, радикально преодолевается изначальным
пониманием музыки как искусства сакрального, сверхиндивидуального,
метафизического и космологического, согласно которому сочинение музыки
рассматривается аналогично творению космоса в том или ином его масштабе.
Поэтому «Новая эра в музыке» может быть обозначена и как эра «Космической
Музыки». Именно в таком смысле Ш. понимает и термин «Новая музыка» («Новая
музыка XX века»). «В 1951 году я почувствовал, — говорил Ш. в 1997 г., — что вся прежняя
музыка принадлежит другой эре. И та эра полностью закончилась. После моего
первого произведения, Kreuzspiel, я почувствовал, что началась новая эра с
совершенно иными методами композиции <...> Я сочинял так, как если бы я
был астрономом из другого мира, реорганизующим планеты и звуки, а также циклы и
временные пропорции. Я отождествлялся не столько со звуками, сколько с
созданием новых звуковых миров. И с той поры я знаю, что новая музыка началась
около 1951 г.». Предыдущая Следующая
|
|