|
Предыдущая Следующая
В указанных музыкально-композиционных
преобразованиях Ш. состоит наиболее существенная сторона его «Тотальной
Консервативной Музыкальной Революции», в которой возвращение к изначальным,
сакральным истокам музыкального искусства, восстановление (реставрация) в нём
трансцендентного (метафизического) измерения и космологической картины мира
(Новой Космологии) парадоксальным образом сопряжено с интеграцией результатов
новейших открытий в тех или иных многоразличных сферах имманентной реальности,
открывающей перспективу реально многомерной музыкальной мысли.
Осн.
лит. соч.: Texte.
Bd l — 10. Köln, Kürten, 1963 — 98;
Stockhausen on music. Lectures and Interviews compiled by Robin Maconie. L.,
N.Y., 1989; Towards a cosmic music. Longmead, Shaftesbury, Dorset, 1989.
Лит: Пресняков М. «Космическая музыка» К.Штокхаузена. // Корневище 2000. Книга неклассической эстетики. — М., 2000; Warner
K.H. Stockhausen: Life and Work. London, 1973; Kurtz
M. Stockhausen: A Biography. L., 1992; Blumröder
Ch. von. Die Grundlegung der Musik Karlheinz
Stockhausens. Stuttgart, 1993.
M. Просняков
506
Э
Эйзенштейн Сергей Михайлович (1898- 1948)
Советский кинорежиссер и теоретик культуры. Окончил
Рижское реальное училище (1915) и учился в Петроградском институте гражданских
инженеров (до 1918 г.).
В начале 20-х годов активно участвует в художественной жизни Москвы, учится в
ГВЫРМе у Вс. Мейерхольда. С 1923
г. — возглавляет театрадьные мастерские Пролеткульта,
сотрудничает с С. Третьяковым. В 1924
г. начинает снимать кино. Его фильмы «Стачка» (1924),
«Броненосец «Потемкин» (1925), «Октябрь» (1927), «Старое и новое» («Генеральная
линия», 1929) сделали Э. всемирно известным. С 1929 г. читает лекции в
Европе, а в 1930 г.
вместе со своим оператором Э.Тиссэ и помощником Г. Александровым переезжает в
Голливуд, где, однако, ни один из его проектов не был осуществлен. Весь
следующий год работает в Мексике, но, так и не закончив фильм, группа Э.
возвращается в Москву. Здесь его продолжают преследовать неудачи.
Многочисленные идеи Э. (например, грандиозный замысел экранизации «Капитала»)
не встречают поддержки у руководства, работа над почти отснятым «Бежиным лугом»
была сначала приостановлена (Э. обвинили в формализме), а позже сам фильм был
уничтожен. Следующая его картина «Александр Невский» выходит в 1938 г. Затем он
осуществляет программную для себя постановку оперы Р. Вагнера «Валькирия» в
Большом театре, где его идеи синтеза искусств применяются к театральному
действию, а в годы войны Э. снимает две серии (из задуманных трех) фильма «Иван
Грозный», где те же идеи получают уже кинематографическое воплощение. За первую
серию (1945) он награжден Государственной премией , а вторая (1946) вызывает
гнев Сталина. Она была положена на полку и увидела свет только в 1958 г., т. е. через десять
лет после скоропостижной смерти ее автора.
Предыдущая Следующая
|
|